7 грандиозных архитектурных проектов, которые не были воплощены

Зиларт


Зиларт по масштабу и размаху тоже похож на цивилизационный проект — но кому и что он должен рассказать, а также в какой форме он общается с иррациональным, пока неясно. Пока он напоминает «Шпиль» Голдинга по накалу страстей: тут тебе и звездные архитекторы, и ветка легкого метро, и несколько мостов, которые специально обещают построить, и немыслимое количество жилья, которое нужно продать.Архитектора, выигравшего конкурс — это был Юрий Григорян и его бюро «Проект Меганом» — из проекта попытались «выдавить» и поначалу успешно. Высшие силы в лице Сергея Кузнецова, главного архитектора города Москвы, его вернули на место — и сейчас бюро занимается кварталом наравне с мастерской Скуратова и бюро Speech Сергея Чобана.

Загадочный ролик с Филиппом Киркоровым и другими поющими обитателями «первых каналов» был настолько плох, что стал вирусным — был ли это гениальный маркетинг или ошибка? Станут ли рекламируемые Тимати и Шейк квартиры домом для задуманной аудитории покажет время — которое затягивается, как это и обычно бывает в строительстве, а группа ЛСР, застройщик проекта, распродает другие активы. Тот факт, что «Зиларт» собрал лучших российских архитекторов — в том числе и подающих надежды молодых — является безусловным цивилизационным скачком в ближайшее будущее. То, каким напряжением и интригами это все окружено — наследием недавнего прошлого, в этом смысле это Дом на Набережной нашей эпохи.

Музей-мастерская от Bjarke Ingels Group в Ле-Брасю (Швейцария)

Спиралевидный музей-мастерская от Bjarke Ingels Group идеально вписывается в ландшафт (Ле-Брасю, Швейцария).

Bjarke Ingels Group (BIG) в 2020 г. завершила строительство нового музея-мастерской для швейцарского производителя роскошных часов Atelier Audemars Piguet. Это нестандартное здание, имеет привлекательный спиралевидный дизайн, увенчанный зеленой крышей, которая помогает идеально вписаться в холмистый ландшафт.

В Musee Atelier Audemars Piguet созданы выставочные площадки с эксклюзивными моделями часов и оборудованы мастерские (Ле-Брасю, Швейцария.

Musée Atelier Audemars Piguet площадью 2,4 тыс. кв. м имеет спиральную траекторию, причем идея заключается в том, что посетители перемещаются по зданию «как пружина часов». Большая часть помещения задействована под экспозицией музея, демонстрирующая 300 лучших часов от Atelier Audemars Piguet, хотя немалый интерес вызывают и сами мастерские. Это приятный и довольно познавательный штрих, позволяющий посетителям увидеть, как часовщики занимаются своим кропотливым и сложным ремеслом. Кстати сказать, некоторые модели часов могут провести до восьми месяцев в руках одного мастера, так что стоимость эксклюзивных вариантов совсем не завышена.

Петра

Город в скале называют жемчужиной Иордании. Путь к Петре пролегает сквозь ущелья, выполнявшие одновременно и роль городских стен

В древности Петра располагалась на важном торговом пути. Этим и жило население

Горожане не только прекрасно работали с камнем, но и великолепно умели собирать воду.

Петра превратилась в расположившийся посреди пустыни искусственно созданный оазис.

Особенно туристов привлекает храм Эль-Хазне. Он является, по мнению ученых, мавзолеем.

Легенд с ним связано немало. Одни мифы утверждают, что именно здесь спрятаны сокровища фараона, другие уверяют, что это место припрятанных разбойниками богатств.

Петра со своим главным храмом известны по фильму о приключениях знаменитого Индианы Джонса.

Реабилитационный центр Anandaloy в деревне Рудрапуре от Анны Херингер (Бангладеш)

Реабилитационный центр Anandaloy был возведен традиционным способом, используя грязь и тростник (д. Рудрапуре, Бангладеш).

В сотрудничестве с сельскими жителями немецкий архитектор Анна Херингер (Anna Heringer) прониклась не только проблемами людей с ограниченными возможностями, которые не имеют ни должного медицинского обслуживания, ни работы, но и изучила пластичность и красоту …грязи. Используя древнюю технику строительства, которая не предусматривает создания опалубки, вместе с добровольцами Анна построила уникальный с точки зрения современной архитектуры реабилитационный центр Anandaloy, что в переводе из местного диалекта означает «Место глубокой радости».

Утрамбованная земля и тростник стали основой конструкции, а грязь из болот использовалась для внутренних отделочных работ (Anandaloy, Бангладеш).

Используя лишь землю, грязь из местных болот и тростник необычной строительной бригаде создать нестандартный архитектурный шедевр, который принес облегчения инвалидам, ведь часть здания занимает терапевтическое отделение реабилитационного центра. А вот на втором этаже, куда ведет не только лестница, но и пологий пандус, открыли швейную фабрику Dipshikha с рабочими местами, которые оборудованы с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями.

№ 6 — Шагающий город

Шагающий город

Нет, не Ходячий замок Хаула, а именно Шагающий город — проект, который мог бы действительно увидеть свет, но только в случае постапокалипсиса. В 1960-е годы Роном Херроном было предложено создать особые структуры, работающие на основе искусственного интеллекта, которые легко могли бы передвигаться и переносить на себе настоящий город. Конструкция передвигалась бы по земле, если бы вместо нашего красивого зеленого мира осталась бы выжженная пустыня. Таким образом оставшееся в живых население смогло бы добывать ресурсы, нужные для выживания. А части Шагающего города могли бы передвигаться автономно друг от друга и исследовать разные участки местности.

Сколково

Все начиналось амбициозно и правильно: экспертная группа состояла из настоящих экспертов. Международный конкурс. Знаменитое бюро OMA, как раз подготовившие образовательную программу для только что открывшего двери Института «Стрелка», интенсивно работали над концепцией генерального плана вместе с Херцогом и Де Мероном, Кадзуе Сеймой, Давидом Чипперфильдом и Стефано Боэри (звездами и лауреатами всевозможных премий мира архитектуры). Критики писали хвалебные статьи, отмечали, что наконец-то у нас происходит все так, как полагается. Все было настолько прекрасно, что в это даже не верилось. Пока российские архитекторы активно не включились и не добились открытого конкурса на жилье по новым для постсоветского пространства нормам, дабы спасти страну от иностранных проектировщиков.

Может быть, мегапроекты в нашей стране являются проверкой на власть, или проверкой властью? Если Герман Греф прав и мегапроекты не несут экономического смысла стране, в них остается смысл цивилизационный? Как бы то ни было, Сколково не удалось стать российской Китайской стеной

Но на самом деле очень важно, что в этом проекте были амбиции выполнить его на мировом уровне, что плану удалось следовать продолжительное время. Что мировые звезды и лауреаты приехали и стали, пусть на какое-то время, но реальностью

Что Герцог и де Мерон (великие швейцарские архитекторы) построили настоящее здание, даже если не все считают его шедевром. Что, приземляясь во Внуково, видно эту часть новой, смелой и уверенной, страны, которой мы пока не можем стать.

Музей нарративного искусства Джорджа Лукаса по проекту бюро MAD Architects (США)

В итоге власти Города ангелов были порасторопней и выделили место для строительства музея возле университета Южной Калифорнии, где когда-то учился сам Лукас, который и будет самостоятельно финансировать строительство. А это совсем немаленькая сумма, причем рискующая возрасти в разы во время реализации концепта. На данный момент озвучены рекордные 1,5 млрд дол. из средств Джорджа Лукаса и его жены. «Я фанат архитектуры, и мне нужен был музей, который бы сам по себе был произведением искусства. И Ма Янсун (глава бюро МАD) сделал его таковым», — в интервью различным изданиям говорил сам режиссер.

Не только современные зодчие имеют горький опыт нереализованных проектов, как оказалось, еще в древности случались непредвиденные обстоятельства, которые вынуждали бросать незавершенные объекты. Так, например, среди пустыни Саудовской Аравии можно увидеть огромную скалу, из которой пытались сделать величественную гробницу, но «одинокий дворец» так никому и не достался.

Политех

Строительство — это вызов цивилизации и ее маркер: здания Петера Цумтора (знаменитый швейцарский архитектор) невозможно построить в Москве. Единственный путь — импортировать значительный кусок Швейцарии вместе с людьми и заводами. Точно так же японский проект архитектора-экспериментатора Дзюнья Исигами (кстати, получившего образование инженера для реализации своих смелых задумок) оказалось невозможно воплотить в Москве: подрядчики, строители, климат, люди, управление процессами предполагают «московский стиль», а не тонкие вибрации минимализма. Границы возможного и невозможного в реставрации определяются таким множеством лиц, что становятся беспощадны как статистика: сады в музее, невесомые стеклянные кровли и прозрачный музей в современной России невозможны. Мой люксембургский партнер — архитектор и глава бюро из 60 человек — часто подмечал российскую двойственность в отношении иностранцев. С одной стороны, мы их любим и даже очень. Пиетет, которым пользуются иностранные фамилии и авторитет любого европейца как носителя всех мыслимых достоинств очевиден. Но когда доходит до дела, нам виднее: вы не знаете наш климат, вы не знаете наших людей, у нас особый путь и так далее.

И тем не менее идея сделать из подвалов Политехнического общественное пространство реализована. По-московски, местами коряво, но это очевидно большой скачок по сравнению с лужковскими реконструкциями. Вместо красавицы Галатеи японский Пигмалион получил веселую и слегка базарную даму, но не бросил ее, а иногда помогает деньгами, и даже присылает гостинцы. А легкая кривоватость и некоторая приблизительность исполнения как раз и есть особенность национальной стройки, с которой, возможно, надо не только смириться, а возвести в культ и распространять на манер блинов или пельменей.

Небоскреб «Лахта-Центр» в Санкт-Петербурге от Горпроекта и архбюро RMJM (Россия)

«Лахта-Центр» в Санкт-Петербурге назван лучшим небоскребом 2020 г.

Российский многофункциональный комплекс «Лахта-центр» недавно был назван лучшим новым небоскребом в мире, и легко понять почему. Возвышающаяся на 462 метра башня в Санкт-Петербурге побила сразу несколько рекордов. Учитывая географическое месторасположение, «Лахта-центр» является самым северным небоскребом мира, по высоте он превзошел все небоскребы Европы и России, также он признан самым технологичным строением мира. Но и это еще не все, как оказалось, арка главного входа считается самой длинной безопорной конструкцией планеты и даже фундамент умудрился оказаться в Книге рекордов Гиннесса.

Фантастическая красота и внедрение инновационных технологий превратили «Лахта-центр» в строение будущего.

И все это, не говоря о потрясающем внешнем виде питерского гиганта, фантастическом внутреннем убранстве, планетарии, который сам по себе станет уникальным зрелищем, многоуровневой смотровой площадке на высоте 360 м, различных высокотехнологичных, экологичных и энергонезависимых внедрениях.

Есть еще один архитектурный шедевр, который входит в список самых невероятных зданий 2020 г. и он заслуживает внимания. Это роскошный отель «The Opus» в Дубае от известной архстудии Zaha Hadid Architects, который разработала сама Заха Хадид. О том, как создавался экстравагантный проект и как удалось внедрить в жизнь строительство здания с огромной дырой посередине, можно узнать

Статуя Христа в Рио-де-Жанейро

Скульптурное изображение Христа Искупителя возвышается над городом. Он раскинул руки, будто обнимая жителей мегаполиса. Монумент возведен в честь столетия обретения страной независимости. С тщательно выбранного места, горы Коркавадо, весь Рио, будто на ладони.

Средства для возведения собирались всей Бразилией по объявленной журналом «О Крузейро» подписке. Проекту помогла реализоваться Франция. Достаточно бедная, с плохо развитой промышленностью Бразилия не сумела справиться со столь масштабным замыслом собственными силами.

Подетально изготовленную статую транспортировали на место будущей установки. Элементы доставлялись до Коркавадо по существующей по сей день железной дороге. Миллионы туристов каждый год поднимаются на гору, чтобы полюбоваться одним из популярнейших сооружений.

№ 8 — Сахалинский тоннель

Небоскреб Leeza Soho в Пекине от архстудии Zaha Hadid Architects (Китай)

45-этажная башня площадью 172,8 тыс. кв. м стала украшением делового квартала Пекина (Leeza Soho, проект Zaha Hadid Architects).

Сложно сказать, какой из проектов великой Захи Хадид является самым-самым, но последнее творение, которое завершала ее студия Zaha Hadid Architects, превзошло все ожидания. Офисное здание в Пекине, поднимающееся на высоту 207 м, имеет самый масштабный и высокий атриум в мире (194,15 м), который разделяет высотку на две половины. Конструктивно небоскреб Leeza Soho можно считать двумя башнями, соединенными в нескольких местах воздушными мостами (скайбриджами) и обернутыми в одну стеклянную оболочку.

Самый высокий атриум в мире разделяет небоскреб Leeza Soho на две половины (Пекин, Китай).

Помимо нереальной красоты Leeza Soho, при строительстве небоскреба разработчики Zaha Hadid Architects стремились достичь и высочайшего уровня экологичности LEED Gold. Благодаря внедрению ультрасовременной системы фильтров, двойному остеклению, полной энергетической самодостаточности, «зеленой» крыше, сбору и переработке дождевой воды и другим инновационным технологиям при создании небоскреба Leeza Soho удалось добиться и этого рекорда.

Дом Бальо (Casa Batllо)

 

Знаменитый «Дом из костей» в Барселоне (Casa Batllо).

Дом Бальо (1904-1906) напоминает зловещую фигуру дракона, которая облицована мозаикой-чешуей и способна менять свой цвет в зависимости от времени суток. Как только его не называют – «дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом». 

 

Крыша дома напоминает хребет дракона (Casa Batllо).

 

Балконы действительно напоминают останки огромного чудовища (Casa Batllо).

И действительно глядя на его странные балконы, решетки для окон, фронтоны и крышу, напоминающую спину дракона, избавится от впечатления, что это останки огромного монстра!

 

Отделка внутреннего двора (Casa Batllо).

Создавая фантастический внутренний дворик, для улучшения и равномерности освещенности он добился игры светотени, выложив керамическую плитку особым образом – постепенно переходя от белого до голубого и синего.

 

Фирменные башни-дымоходы (Casa Batllо).

Крышу дома, по традиции, украсил своими диковинными башнями-дымоходами.

«Хрустальный остров» от Нормана Фостера в Москве

Культурно-деловой центр «Хрустальный остров», который разработал британский архитектор Норман Фостер, должен был украшать Нагатинскую пойму уже минимум как лет 5, но не сложилось. Грандиозность задумки и непомерные амбиции были очень привлекательны для бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, который и одобрил проект неординарного архитектора. Да это и понятно, ведь масштабный объект в виде конусообразной башни взметнувшейся ввысь на 450 м, площадью более 2,5 млн м², должен был стать самым вместительным сооружением на планете. К сожалению, для Нормана Фостера и многих ценителей фантастических форм в архитектуре проект был закрыт, сразу же после отставки мэра.

Теперь не осталось шансов увидеть весьма изящную башню, имеющую гиперболоидную форму конструкции, покрытую диагональной сеткой, потому что концепт признали «чуждым архитектуре Москвы, нарушающим восприятие сложившейся городской среды». Хотя задумка была и оригинальной, и довольно практичной учитывая, что это все-таки культурно-деловой центр с множеством офисов, культурных учреждений, бутиков и даже жилых апартаментов, что облегчило бы поиски работы, да и жители района могли бы в считанные минуты до нее добраться. Плюс ко всему все расчеты концепта базировались на использовании альтернативных источников энергии для обслуживания башни и принципах «зеленой» архитектуры. Примечание: «Зеленая архитектура» – это направление в проектировании, главным принципом которого является разработка зданий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Как правило, они создаются с экологически чистых материалов и являются энергетически независимыми объектами.

Центр онкологических больных Maggie’s Centre в Лидсе от студии Heatherwick (Великобритания)

26-й онкоцентр Maggie’s Centre был построен в Лидсе по проекту студии Томаса Хизервика (Великобритания).

Центр раковых больных Мэгги в Лидсе — 26-ой по счету благотворительный центр был построен Heatherwick Studio, основанной дизайнером Томасом Хизервиком. Утопающий в зелени объект находится на территории университетской больницы Святого Джеймса и обеспечивает людям, живущим со страшным диагнозом онкология более приятную и здоровую среду для исцеления и получения практической поддержки и советов. Учитывая, что выделенный участок земли находится на склоне, архитекторам пришлось потрудиться, чтобы создать необычный комплекс, идеально вписывающийся в ландшафт.

Интерьер Maggie’s Centre поддерживает приятную и здоровую среду для исцеления и поддержки онкобольных (Лидс, Великобритания).

В итоге было построено три структуры, больше похожих на гигантские грибы, между которыми высажено более 17 тыс. деревьев и огромное количество цветов, местных сортов, чтобы минимизировать процесс адаптации и уход за растениями. Сами же корпуса созданы из экологически чистых материалов, способных впитывать влагу и поддерживать особенно теплую обстановку внутри помещений, где много комнатных растений.

Что все это значит?

У читателя может возникнуть вопрос: зачем нам знать, что там у Распутина было под ногтями? Ответ прост: чтобы понять, кто на самом деле его убил.

По «общепризнанной» до 1990-х версии его смерти, убийство реализовали Ф. Юсупов, В. Пуришкевич и великий князь Дмитрий Павлович. Заговорщики после убийства утверждали, что заманили Распутина во дворец Юсупова обещанием устроить ему встречу — с физиологически понятным контекстом — с Ириной, женой Юсупова. Как мы показали выше, сама идея о возможности таких контактов — выдумка. А описание убийства, начинающееся с выдумки, уже настораживает.

Слева — князь Феликс Юсупов, справа — его жена Ирина (до замужества — Романова). Именно ею Юсупов в своих воспоминаниях якобы заманивал Распутина к себе во дворец. Если бы князь знал о Распутине что-то, кроме слухов, то не стал бы добавлять эту неправдоподобную деталь в свой рассказ / Wikimedia Commons

Увы, дальше сомнения лишь нарастают. Юсупов в мемуарах утверждает, что его группа отравила Распутина в ходе светской беседы цианистым калием в сладком пирожном. Правда, он отчего-то не умер, хотя в реальной жизни от цианистого калия не умереть нельзя. Затем ему выстрелили в сердце, после чего он побежал, а потом Распутина застрелили еще раз.

Беда в том, что родственники и знакомые Григория единодушны: он не переносил сладкого. Отчего никогда его не ел. Если Юсупов реально общался с живым Распутиным, как он мог этого не заметить? Идем дальше: Юсупов пишет, что рубашка жертвы была шита голубыми васильками. Другой член группы — Пуришкевич — утверждает, что она была кремовой. Оба пишут, что в рубашке его и выбросили в реку. Только в материалах дела по убийству труп Распутина выловили из реки в голубой рубашке, шитой золотыми колосьями. При этом он был в шубе, которую Пуришкевич и Юсупов на нем при выбрасывании в реку не упоминают.

Юсупов упоминает, что заговорщики стреляли в Распутина два раза, по корпусу (один из выстрелов — в сердце). В материалах дела — три пулевых ранения: в печень, почку и лоб. Феликс Юсупов стрелял весьма хорошо, он не мог выстрелить в сердце, попасть в голову и не заметить этого.

Наконец, самое интересное в этих ранениях — третье из них. Это контрольный выстрел в лоб — и входное отверстие указывает, что он сделан британским револьвером Webley калибра .455 (11,5 миллиметра). Следует понимать: в Российской империи частное лицо могло законно купить даже пулемет «Максим», но вот конкретно эта модель была крайне редкой и непопулярной.

Начальная скорость в 190 метров в секунду (против 260 метров в секунду у «Нагана») делала его кучность довольно сомнительной, а сами патроны .455 калибра у нас были экзотикой. У Юсупова и иных заговорщиков просто не было такого оружия.

Из всего это следует: «воспоминания» Юсупова об убийстве Распутина — такие же выдумки, как и воспоминания Григовой-Рудыковской про лизание сапогов или Дубровинские басни про «всю красную» Вырубову. Кто бы ни стрелял в Григория, это был не Юсупов или его горе-подельники. Скорее всего, они даже не видели убийства Распутина вблизи — иначе невозможно объяснить некорректные описания одежды и районов пулевых ранений.

Но зачем Юсупов и его группа все это придумали? Напомним: после убийства их планировали судить, и только помилование Николая II помешало им сесть в тюрьму. Зачем был нужен такой риск?

Горизонтальный небоскреб The Crystal от Safdie Architects (Чунцин, Китай)

Горизонтальный небоскреб The Crystal является частью грандиозного комплекса из 8 высоток Raffles City Chongqing (Чунцин, Китай).

Один из самых впечатляющих инженерных подвигов года можно назвать и первый в мире «горизонтальный небоскреб» от архстудии Safdie Architects, который был возведен в городе Чунцин (Китай). Несмотря на то, что горизонтальный небоскреб The Crystal (он же Хрустальный) является лишь частью более крупного проекта Raffles City Chongqing, который еще не окончен, самая эффектная достопримечательность города уже принимает посетителей.

Интересный факт: The Crystal расположен на высоте 250 м и поддерживается сразу четырьмя вертикальными небоскребами, входящими в комплекс, состоящий из 8 высоток. Горизонтальный небоскреб является самой длинной в мире конструкцией из стекла и стали, расположенной на такой высоте (300 м).

На высоте 250 м можно пощекотать нервы на полностью прозрачной обзорной площадке (The Crystal, Китай).

«Живой» небоскреб Eden от Heatherwick Studio’s (Сингапур)

Вертикальные сады небоскреба Eden от Heatherwick Studio’s стали райским местом Сингапура.

Архитектурная студия Heatherwick Studio’s спроектировала фантастический жилой небоскреб Eden, фасад которого превращен в вертикальный сад. Он находится в Сингапуре – мегаполисе, который упорно старается превратить бетонные джунгли в роскошный экзотический сад. Небоскреб, поднявшийся на высоту 104,5 метров, является примером того, как должны жить обеспеченные люди в городах, ведь позволить приобрести себе квартиру, занимающую целый этаж, да еще и с собственным садом на огромном балконе, мало кому по карману.

Все пространство квартир организовано вокруг огромной гостиной, с которой можно попасть в экзотический сад.

Тем не менее, в высотке апартаменты разлетелись как горячие пирожки, ведь помимо роскошного убранства, специалистам студии удалось создать комфортный микроклимат, благодаря правильному расположению окон, массе зелени и инновационным технологиям

А это совсем немаловажно в условиях жаркого климата Сингапура

Чичен-Ица

Тайный город майя находится на мексиканском полуострове Юкатан. Необычное строение, возведенное в седьмом века, выполняло роль и культового центра, и столицы. Большая часть сооружений принадлежит майя, остальные выстроены тольтеками.

К концу седьмого столетия в Чичен-Ице почти не оставалось жителей. Это породило одну из тайн: виноваты ли в массовом исходе испанцы, истребившие майя, или происшедшее вызвано ухудшением экономического положения.

Обнаружено несколько архитектурных сооружений на территории города. Одним из наиболее примечательных стала пирамида. Она является сосредоточением знаний майя, их религиозный убеждений и культовым центром.

В возвышающемся на двадцать четыре метра монументе четыре грани. На каждой из них по девять ступеней. Расположенные по сторонам лестницы состоят из девяносто одной ступеньки. Общая сумма чисел составляет 364 и еще одну. В итоге образуется количество дней в году.

По краям лестницы идет выполненная в виде змеиного туловища балюстрада. Голова рептилии расположена у основания пирамиды. В день равновесия создается впечатление движения змеи. Она будто стекает вниз с осенью, поднимаясь наверх с весной.

Внутри сооружения и сверху выстроены ритуальные храмы, которые использовались для принесения жертв.

№ 2 — Главный Туркменский канал

Наркомат тяжелой промышленности

Ведущую роль в начале 1930-х отводили тяжелой промышленности, доменным печам и комбинатам посвящали стихи, фильмы и песни. Индустриализация проводилась специально утвержденным органом — Наркомтяжпромом. Для огромного офиса организации собирались построить здание в центре Москвы: сначала на территории Китай-города и ГУМа, потом для будущего комплекса выделили новое место в Зарядье.

Архитекторы не церемонились с переулками старой Москвы: все проекты, представленные на конкурс, завораживают своими объемами. Зодчие будто соревновались со своими предшественниками: кто создаст нечто подобное Кремлю, собору Василия Блаженного, колокольне Ивана Великого?

Эстетика тоталитарной эпохи позволяла забыть о суммах и средствах, поэтому сейчас многие из этих проектов мы рассматриваем как чистые мечтания: слишком хрупко бы смотрелись кварталы исторического города рядом с этими громадами.

На конкурс представили свои работы многие видные творцы того времени — от Константина Мельникова до братьев Весниных, но особенно запоминается проект Ивана Леонидова. Видно, что архитектор пытался найти гармонию между Красной площадью, Кремлем и надвигающейся волной новой архитектуры. Исследователи пишут:

№ 4 — Дворец Советов

№ 5 — «Мега-Сити»

Мега-Сити

«Пирамида Мега-Сити» или Shimizu Mega-City могла быть построена в Японии: здесь всегда были проблемы, связанные с нехваткой территории для проживания, а архитекторы проектируют очень высокие здания. Но «Пирамида Мега-Сити» побила бы все возможные рекорды! Она возвышалась бы над землей на 2000 м и стала бы самым высоким и большим сооружением в мире за всю мировую историю. Внутри смогли бы разместиться до 1 млн человек.

Проект разработали в 2004 году. Территориально Пирамида расположилась бы в Токийском заливе. Под ней планировалось сформировать около 40 прочнейших опор из особого бетона и нанотрубок из углерода. Такое основание позволило бы строению выдержать без труда цунами, сильные землетрясения. 

Уникальная Мега-Сити не увидела свет лишь потому, что ее проект опередил известные технологии. Многие необходимые материалы еще находятся в разработке и даже не прошли испытаний. Футурологи считают, что строительство здания станет возможным к 2110 году.

Древние чудеса света

Первые попытки выделить исключительные достижения человечества в список чудес света оформились в письменном наследии древнегреческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. «Отбор» главных памятников всех времен происходил постепенно.

Так, одним из первых исторический перечень «чудес» составил Геродот: в его «Истории» речь идет о трех грандиозных сооружениях на острове Самос — горном тоннеле, дамбе и храме Геры.

Пирамиды в Гизе
Maksim Starostin

Вскоре уже другие мыслители дополнили список до семи достопримечательностей: семерка в античной Греции считалась святой цифрой, была непременным атрибутом солнечных богов и мифов о них.

Классические «7 чудес света» Древнего мира, знакомые многим по школьной программе, исторически связаны с империей Александра Македонского — второй половиной IV века до н. э. Из них две достопримечательности были древнеегипетскими, четыре располагались на территориях Древней Греции и одна — в Месопотамии (а еще точнее — в Вавилоне).

Пирамида Хеопса — самое древнее, первое чудо света и единственное, сохранившееся до наших дней. Входит в комплекс пирамид в Гизе — главную достопримечательность Египта.

Легендарные вавилонские Висячие сады Семирамиды, второе чудо света, просуществовали предположительно с конца VII века до н. э. до I века до н. э., разрушены из-за наводнений.

Храмовая статуя Зевса в Олимпии, достигавшая около 12–17 метров вместе с пьедесталом, была выполнена из слоновой кости, эбенового дерева и золота, стояла около девяти столетий: с 435 г. до н. э. до V века — сгорела в пожаре.

Руины четвертого чуда света, Артемиды в Эфесе (с VI по IV либо III век до н. э.), сейчас входят в черту турецкого города Сельчук (недалеко от Измира).

Из утраченных достопримечательностей самым стойким был Галикарнасский мавзолей. Нестандартный для середины IV века до н. э. памятник архитектуры просуществовал 19 веков: разрушен землетрясением, затем частично разобран на стройматериалы. Руины мавзолея можно увидеть в Бодруме, Турция, — именно так сейчас называется город с историческим местоположением пятого чуда света.

Землетрясения стали причиной гибели еще двух древних чудес: бронзовой статуи Колосса на острове Родос (простояла всего 65 лет, разрушена в том же III веке до н. э.) и Александрийского маяка в Египте (седьмое чудо света, рухнул в XIV веке).

Зарядье


О трудностях, которые стояли за безупречным мощением, летящими крышами и всеми диковинками парка, знают немногие. Близость Кремля предопределила режим секретности, при которой разработка проекта велась невыездными сотрудниками, которым было сложно объяснить, что мост-таки можно построить, без бордюров можно обойтись, и так далее. Личный контроль со стороны высокопоставленных лиц и очень сильная команда обеспечили реализацию — но члены этой команды заканчивали проект с потухшими глазами, говоря, что управление в России надо менять и сетуя, что множество идей и решений остались на бумаге. Из объективно успешного проекта — парк собрал несколько международных наград, а главное, не теряет популярности у жителей — те, кто его делали, вышли с разочарованием о том прекрасном несбывшемся, о чем нам никогда теперь не узнать.

Большие стройки для цивилизации — способ познания иррационального: Египетские пирамиды и готические соборы были способом общаться с высшими силами. Но есть и Китайская стена, которая тоже была цивилизационным проектом, но несла совсем иной смысл: через нее Китай осознал себя Поднебесной. Парк Зарядье стал проектом, через который Москве наконец удалось утвердить себя в статусе мирового мегаполиса, наконец-то построить проект от мировых архитектурных звезд (авторы — бюро Diller Scofidio + Renfro, на счету который известный парк «Хай-Лайн» в Нью-Йорке) и сделать все по правилам: с конкурсом и так далее. В чем утвердила себя Россия в этом проекте, который был задуман как макет кусков природы шестой части суши, пока непонятно.

Хотя как минимум это большой прогресс в решениях относительно города: после храмов с парковками и полностью перестроенных военторгов Москва получила парк мирового класса. В идеальном мире он мог стать проектом, после которого препятствия были бы пересмотрены навсегда. В парке была бы культурная программа, соответствующая архитектуре, и под закатным московским смогом играл бы кто-то вроде Филиппа Гласса. Парк бы провоцировал посетителей не только делать селфи на мосту и заниматься сексом в кустах. Впрочем, может он уже это делает, а мы и не знаем.

Дворец Советов СССР в Москве (нереализованный проект СССР)

Дворец Советов, увенчанный стометровым памятником Ленина, должен был стать грандиозным символом новой страны еще в 1931 г. Впечатляющие формы и размеры административного здания спроектировал известный советский архитектор Борис Иофан, который мечтал создать самое высокое здание мира. На тот момент ему это удалось, но только на бумаге, хотя под строительство 415-метрового небоскреба уже даже расчистили место. Правда это событие праздником назвать нельзя, потому что для подготовки стройплощадки взорвали Храм Христа Спасителя.

Когда работы шли полным ходом и уже был создан грандиозный фундамент, началась Великая Отечественная война, которая разрушила все планы, причем в прямом смысле слова. Установленная стальная конструкция была полностью демонтирована для нужд обороны. После окончания войны все попытки активистов возобновить строительство не увенчались успехом, единственное, что массивный фундамент смогли превратить в открытый бассейн «Москва». Но его участь была предрешена: в 90-х годах прошлого века на этом месте снова был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий