Залив и выбор антифриза в систему отопления

5 Монтируем насосный агрегат – последовательность и важные моменты

Каждая установка снабжается инструкцией, которую тщательно изучаем, чтобы правильно выполнить монтаж своими руками. Всю жидкость сливаем из системы, отрезаем часть трубы на месте, где предполагается установка отопительного насоса. Во многих случаях требуется почистить старую систему, в которой скопилась грязь и ржавчина. Через сливной кран это удается плохо из-за малого сечения отверстия, поэтому используем место разреза. К одной стороне подсоединяем шланг, через который подаем под напором воду. С другой стороны вытекает вода, промываем, пока не пойдет чистая.

На участке для насоса монтируем байпас (обводной участок). Он необходим на случай поломки насоса или выключения электричества. Тогда теплоноситель пойдет через главную магистраль, кран в которой открываем вручную. Лучше поставить вместо обычного шарового крана автоматический, который реагирует на смену давления в системе. На байпас устанавливаем два шаровых крана по обе стороны от насоса, чтобы перекрыть воду для обслуживания или снять его в случае необходимости. Сверху обводной линии монтируем клапан для выпуска воздуха.

После установки байпаса монтируем насос. Вал насоса устанавливаем по уровню горизонтально, чем точнее, тем лучше. Если положение отличается от горизонтального, в жидкости будет находиться лишь часть ротора, что приведет к падению мощности и даже к поломке. Клеммную коробку располагаем вверху. Корпус насоса по оси надежно закрепляем соединительными узлами. Места соединений обрабатываем герметиком, что исключит протекание жидкости, подсос воздуха и повысит производительность устройства. При подключении насоса ориентируемся по стелкам на корпусе, которые указывают направление потока жидкости.

Подключая электричество к оборудованию, исключаем вероятность того, что в клеммную коробку попадет влага. Если агрегат расположен на подающей магистрали, сильно нагревается, то для подключения используем термостойкую проводку. Кабель не должен прикасаться к трубам, корпусу насоса. Его заводят с любой стороны, кроме нижней, переставив заглушки. Если клеммная коробка располагается сбоку, кабель заводим снизу. Устройство обязательно заземляем.

Завершив монтажные работы, заполняем систему теплоносителем. Удаляем из насоса воздух, провернув центральный винт на корпусе. Когда появится вода, это будет обозначать полное удаление воздуха из циркуляционного насоса. После этого запускаем устройство. На корпусе большинства насосов находится ручка для регулировки мощности. Проверяем работу во всех режимах. Некоторые модели оборудованы электронным регулятором.

Как заливать воду снизу?

Обратимся к самой нижней точке нашей системы отопления. В этой точке должен быть кран для слива воды из системы. Если этот кран будет не в самой нижней точке, мы не сможем спустить воду полностью и что-то обязательно останется. Так что скорее всего эта точка будет даже ниже котла. Вот примерно там же, рядом, в непосредственной близости от этого крана, должен быть патрубок для заливки отопления. На конце этого патрубка находится обратный клапан. Он пускает воду внутрь системы, но не выпускает наружу. Нам осталось присоединить к этому клапану выход водопровода с краном. Открывая кран, вода из водопровода устремляется в систему. Давление, развиваемое водопроводом должно быть больше или равно максимально допустимому давлению в нашей системе отопления. Для двухэтажного дома с котлом в подвале, одной — полутора атмосферы бывает достаточно.

Впускной узел системы отопления (вер.1)
Это первая версия узла. Много временных деталей. Для соединения с водопроводом используется гибкая подводка в виде садового шланга. Настало время, когда я подумал, что этот узел может быть причиной сильного затопления.

Узел впускного клапана
Это последняя версия узла. Здесь все сделано прочно и по уму. Стальных деталей нет вообще, гибкая подводка заменена на стационарную.

Принцип заливки отопления снизу в том, что у нас не образуется воздушной подушки под слоем воды. У нас весь воздух скапливается в самой верхней точке системы, и мы его подпираем водой. Ну и в радиаторах, конечно, ибо как я уже говорил, каждый радиатор представляет собой ловушку воздуха.

Стратегия № 1 (быстрая)

Мы можем сразу открыть кран Маевского в самой верхней точке. Можем открутить (открыть) все клапаны! Только под каждым открученным клапаном нужно поставить широкое корытце, в которое будет вода сливаться, когда система заполнится. Отверстие в клапане очень маленькое. Миллиметр всего, поэтому много воды не натечет. Особенно если быстро бегать по дому с отверткой.

Короче, клапаны открутили, водопроводный кран тихонько (но не слишком уж тихонько) открыли и система начала наполняться. Дальше у нас есть целый спектр вариантов. Мы можем открыть воду несильно, подойти к тому радиатору, который должен наполниться первым, и ждать у него, пока из клапана потечет вода. Потекла? Закручиваем и перебегаем к следующему клапану. Так постепенно обегаем все клапаны и закручиваем их. После этого система считается залитой и ее можно включать. Если дом не слишком большой, то можно залить всю систему за полчаса. Да здравствуют современные схемы систем отопления! Но исполнять эту стратегию лучше, все же с помощником, который разбирается в вопросе и ничего не испортит (жена не подойдет). Дело в том, что вполне может оказаться, что вода поступает в систему слишком быстро и вы либо не успеваете закрутить все клапана, либо давление слишком сильно вырастет. Тогда вам захочется перекрыть поступление воды. Для этого должен быть кто-то, кто быстро и без дополнительных вопросов это сделает и спасет все мероприятие.

Стратегия №2 (долгая)

У нас нет такого количества широких емкостей, чтобы поставить их под каждым клапаном. Тогда мы не откручиваем клапаны. Заливаем воду до тех пор, пока давление по нашему манометру не поднимется до максимума (обычно это 1.5 атмосферы). После этого мы идем к первому клапану с кружкой и отверткой и спускаем весь воздух. Давление опустится. Мы идем вниз и опять поддаем давление до максимума. И так повторяем, пока из нашего клапана не польется вода. После этого идем к следующему клапану и все повторяем. С такой стратегией можно залить воду за 2 часа. Но не пролить при этом ни капли! И работать, кстати, одному.

Хорошей идеей будет поставить к водопроводному крану жену и сказать, чтобы поддерживала давление. То есть, чтобы стрелка была «вот здесь». Моя жена с этим делом отлично справляется. Ей даже нравится, кажется.

Стратегия №3 (промежуточная)

Лично в моей системе отопления присутствует накопительный котел. В нем довольно много воды. Литров 60. И панельные радиаторы. В них помещается очень мало воды. И трубы у меня тонкие. То есть, основная вода у меня в котле. На выходе котла у меня стоит циркуляционный насос. На насосе находится клапан для спуска воздуха. Я откручиваю этот клапан и заливаю весь котел. Как только из мотора (из его клапана) потекла вода, я начинаю действовать по стратегии №2. И заливаю свою систему где-то за час-полтора.

Как залить антифриз в систему открытого типа

Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.

Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.

Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.

После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.

Особенности использования антифриза в системе отопления


При замене антифриза старая жидкость полностью сливается из системы отопления

Поскольку гликолевые составы небезопасны, при их использовании соблюдают меры предосторожности. Кроме того, есть определенные особенности применения антифриза в системе отопления:

  • Гликолевый теплоноситель не следует заливать в открытую систему, где жидкость в расширительном бачке контактирует с атмосферой, потому что в воздух могут попасть токсичные вещества. Допускается это только при применении пропиленгликолевого теплоносителя, если есть уверенность в его качестве.
  • Приобретая теплоноситель другого производителя, чтобы долить его в систему, нужно выполнить проверку на совместимость со старым антифризом, потому что присадки могут нейтрализовать друг друга, что приводит к исчезновению антикоррозийных свойств. Если неизвестно, какой теплоноситель использовался раньше, необходимо полностью слить жидкость.
  • Для работы в системе с антифризом потребуется насос на 60% мощнее, чем для воды.
  • Радиаторы необходимо подбирать с большей степенью теплоотдачи, например алюминиевые или биметаллические. Кроме того, желательно выбрать модель с большим внутренним диаметром и объемом.
  • Система не работает с автоматическими отводчиками воздуха, поэтому устанавливают краны Маевского.
  • Система должна быть снабжена точным регулятором температуры, поскольку превышение определенных границ приводит к распаду теплоносителя. Реакция сопровождается выпадением осадка, что впоследствии становится причиной образования нагара, коррозии, кислоты, пены и завоздушивания системы.

Заполнение закрытой системы отопления

Здесь удобнее всего проводить процесс заполнения с помощью насоса, присоединенного к штуцеру подпитки системы. Если насоса нет, то вас ждет изнурительная работа по заливке антифриза через самую высокую точку, открутив автоматический воздухоотводчик. Также желательно, чтобы в операции участвовал помощник. Его задача – выпускать воздух из батарей в то время, когда вы закачиваете антифриз в котельной. Перед началом работ убедитесь в том, что:

  • вся запорная арматура открыта;
  • краны, отсекающие котел, закрыты;
  • концентрат разбавлен согласно инструкции;
  • сбросные клапаны Маевского закрыты;
  • вентиль, отсекающий мембранный расширительный бак, открыт.

Процесс начинается с закачки антифриза до тех пор, пока манометр не покажет давление 1.4—1.5 Бар. После этого надо дать сигнал помощнику, чтобы постепенно выпускал воздух из радиаторов, начиная с самых нижних. В это время вам надо следить за падением давления манометра и потихоньку подкачивать теплоноситель, чтобы оно не падало ниже 1 Бар.

Когда весь воздух успешно выпущен, антифриз снова закачивается до давления 1.5 Бар. Потом надо поочередно открыть краны, отсекающие котел, — сначала на обратной, а потом на подающей магистрали. Второй кран открывайте медленно, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздухоотводчик, что стоит на группе безопасности котла. При этом давление снова станет падать, придется сразу же подкачивать антифриз.

Во время запуска теплогенератора и прогрева теплоносителя нужно следить за показаниями манометра. По итогу они не должны превышать 1.8 Бар при рабочей температуре. Последний этап – повторный сброс воздуха из отопительных приборов и корректировка давления

Работать с кранами Маевского надо аккуратно и осторожно, чтобы не обжечься и не пролить антифриз, особенно когда вы залили в систему этиленгликоль

Вопрос выбора

Поведение незамерзающей жидкости в отопительной системе напрямую зависит от того, насколько качественные туда были добавлены присадки, а также от условий эксплуатации.

Однако стоит отметить, что все незамерзающие составы обладают 2 ключевыми положительными характеристиками:

  1. Антикоррозийные свойства.
  2. Антивспенивающие свойства.

Без добавок, обеспечивающих наличие данных показателей, жидкость получается довольно агрессивной. Дело в том, что воздух, содержащийся в пене, приводит к нарушению процесса циркуляции, возникновению карманов воздуха и образованию гидроударов.

Стоит отметить, что все присадки оснащены определенным ресурсом работы. Спустя отпущенный им срок, они распадаются на молекулярном уровне. Когда это происходит, формируется осадок и выделяется кислота.

Сроки службы «незамерзайки» могут быть следующими:

  1. Антифриз на этиленгликолевой основе функционирует в течение 5 лет.
  2. На пропиленгликоле тоже 5 лет.
  3. Незамерзающая жидкость, сделанная на базе глицерина работает порядка 10 лет.

Стоит отметить, что не стоит разогревать систему отопления до слишком высоких температур. Если этот показатель увеличится до 90 градусов, то антифриз начнет распадаться и лишится своих основных положительных характеристик.

Такое повышение температуры может произойти и непроизвольно:

  1. Вследствие неверного запуска системы отопления после того, как она простаивала в течение долгого времени.
  2. Из-за неправильной сборки всей системы отопления.

Присадки оказывают непосредственное влияние на целый ряд характеристик незамерзающей жидкости для системы отопления, среди которых есть следующие:

  • вязкость;
  • расширение под воздействием высокой температуры;
  • плотность;
  • теплопроводность;
  • текучесть;

Стоит отметить, что качество присадок влияет на уровень всех этих характеристик. Теплопроводность данной жидкости намного ниже по сравнению с водой, причем наиболее низкая теплопроводность наблюдается у глицериновых средств. Из-за довольно высокого показателя вязкости, незамерзающую жидкость гораздо сложнее циркулировать, нежели воду.

Чтобы теплоноситель мог нормально перемещаться по контуру, нужно будет использовать довольно мощный насос.

Повышенный показатель текучести может стать причиной большого количества протечек. Они могут возникать даже там, где обыкновенная вода не просочится.

Ключевыми участками течи могут стать:

  1. Места стыков труб.
  2. Участки, где подключены различные дополнительные элементы.
  3. Непосредственно в самом отопительном котле.
  4. Радиаторы, особенно участки, где секции соединяются друг с другом.

https://www.youtube.com/watch?v=lKKW_NrnUug

Нюансы использования антифриза

Во время проектирования системы отопления, необходимо заранее решить, какой именно теплоноситель будет использоваться. Главным отличием воды и антифриза прежде всего является температура замерзания. Кристаллизация воды начинается при 0 градусов, после появления льда возникает реальная угроза прорыва трубы. Что касается антифриза в системе отопления частного дома, то он способен сохранять свое жидкое состояние вплоть до -70 градусов.

В помещениях с нерегулярным использованием отопительной системы, такая жидкость служит реальным выходом из ситуации. В результате практически полностью исчезает опасность прорыва труб при понижении температуры. Риск замерзания системы может возникать также в случае постоянных перебоев подачи газа или электричества (подобные проблемы нередко встречаются в отдаленных районах).

Правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя: что это такое?

На сегодняшний день практически все, что касается индивидуального строительства и обустройства жилых домов, регулируется законодательством. Не является исключением и данный случай, поскольку существуют специальные правила учета тепловой энергии и теплоносителя, которые сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 18 ноября 2013 года.

Вообще, методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя – вопрос интересный, хотя и достаточно сложный для обычного пользователя. Но при желании разобраться, каким образом производятся те или иные расчеты и из чего складываются нормы, применяемые в дальнейшем, можно, ознакомившись с документацией по этой теме.

Согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, допуск в эксплуатацию узлов учета осуществляется представителем энергоснабжающей организации

Подводя итог, стоит отметить, что купить теплоноситель для системы отопления загородного дома можно, исходя из различных критериев и факторов. Для многих решающим фактором является цена теплоносителя для системы отопления, а кто-то больше внимания уделяет вопросу безопасности и эффективности. В любом случае, перед покупкой стоит взвесить все аргументы в пользу того или иного решения.

Температурный график теплоносителя: требования и нормы

Для теплоносителя, норма температуры в системе отопления указана исходя из показателей, полученных тогда, когда жидкость уже прошла полный круг и возвращается в котел. Согласно стандартам, среднесуточная температура в помещении не должна быть меньше +8°С на протяжение трех суток.

Температура воды в системе отопления не должна опускаться ниже точки росы

Кроме того, помимо норм, которые были предоставлены, во внимание должен быть принят и минимальный нагрев в котле

Очень важно, чтобы температура воды не опускалась ниже точки росы. Обычно этот показатель колеблется в пределах 60-70°С, хотя допустимы и некоторые отклонения, связанные с особенностями используемого топлива, а также самого агрегата

Если по какой-либо причине это правило нарушается, то в результате будет возникать конденсат, который негативно отразиться на эксплуатационном сроке прибора

Обычно этот показатель колеблется в пределах 60-70°С, хотя допустимы и некоторые отклонения, связанные с особенностями используемого топлива, а также самого агрегата. Если по какой-либо причине это правило нарушается, то в результате будет возникать конденсат, который негативно отразиться на эксплуатационном сроке прибора.

Кроме того, в процессе подогрева теплоносителя, во внимание должен быть принят такой фактор, как температура воздуха за окном. То есть, если на улице очень холодно и температура опустилась ниже отметки -20°С, то теплоноситель должен подогреваться сильнее

Для того чтобы система отопления работала исправно и поддерживала комфортную температуру в доме, необходимо правильно выбрать теплоноситель согласно эксплуатационным характеристикам оборудования

При этом, температурный график теплоносителя, пределы которого определяются как 30-90°С, не должен нарушаться, так как это может привести к тому, что лакокрасочные покрытия оборудования будут разлагаться. Да и санитарные нормы запрещают превышение этих показателей.

Таким образом, выбирая теплоноситель для электродных котлов отопления и других систем необходимо принимать во внимание множество факторов. Конечно, цена – важный критерий, и для многих именно она является определяющей, но не стоит забывать о безопасности

Если есть возможность, то лучше не экономить, и отдать предпочтение лучшим теплоносителям, которые также характеризуются высокой эффективностью.

https://youtube.com/watch?v=5UgJ8utQDeU

Принимать решение лучше заранее

Если выбор мощности котла выполняется до определения теплоносителя системы, то расчёт всех материалов, радиаторов, циркуляционного насоса и пр., напрямую зависит от выбранного носителя и ведётся с учётом его особенностей. Следует повторить, что в условиях, когда гарантированно отсутствуют риски размораживания дорогостоящих элементов конструкции системы водяного отопления, выбор воды, как лучшего переносчика тепла в помещения будет полностью оправдан.


отключениях электричествав зимний период

Данная незамерзающая жидкость не имеет ничего общего с маслами, типа «веретёнки», автомобильным тосолом или спиртовыми эмульсиями. Речь может идти только о специализированных антифризах для отопления. В их составе не содержится запрещённых компонентов, они не несут опасность возникновения пожаров.

Заполняем систему снизу

Итак, вернемся к закачке жидкости в систему. Используем емкость подходящего объема (хорошо подходит пластиковая бочка объемом 200 л). Опускаем в нее насос, создающий требуемое для закачки жидкости давление не выше 1,5 атм (типовое значение в диапазоне 1-1,2 атм). Такое давление требует создание насосом напора величиной 15 м (у погружного «Малыша» он достигает 40 м).

Заполнив бочку водой, запускаем насос, следя за уровнем жидкости, должным располагаться выше его входного патрубка для предотвращения «завоздушивания». Уровень снижается – доливаем воду. Закачивать антифриз следует из емкости меньшего объема (ведра), чтобы не погружать в жидкость корпус погружного насоса (и потом не мыть) – достаточно погрузить входной патрубок. Доливать антифриз придется часто, отключая периодически насос.

Заполнение системы выполняется при открытых кранах Маевского на установленных радиаторах отопления с подставленными емкостями для сбора воды. Когда жидкость пойдет из всех воздухоотводчиков, закрывают краны, продолжая процесс закачки.

Контролируем давление по манометру (подойдет прибор котла). Когда его величина превысит гидростатическое, равное давлению в столбе жидкости высотой от нижней до верхней точки системы (высота 5 м дает статическое давление 0,5 атм), продолжаем заполнять систему, отслеживая по манометру момент достижения давлением требуемой величены.

Закачивание антифриза насосом «Малыш».

Заполнив систему, выключаем насос, открываем воздушные краны (давление неизбежно упадет), после чего подкачиваем воду. Процесс повторяем несколько раз, вытесняя воздушные пузыри.

Завершаем заполнение осмотром системы на наличие подтеканий. После выключения насоса в шланге, подсоединенном к выходному патрубку, жидкость находится под давлением. Если закачивался антифриз, сначала отсоединяем шланг от входного патрубка насоса и сливаем жидкость в емкость, стараясь не облить корпус механизма.

Запуск отопления многоквартирного дома

В многоэтажном доме с нижним розливом отопительная система запускается следующим образом:

  • При закрытой подаче и закрытом сбросе на обратке открывается сброс подающего трубопровода;
  • Задвижка обратного трубопровода очень плавно открывается. Резкое открытие задвижки с большой вероятностью приведет к гидроудару, который способен серьезно повредить радиаторы, вплоть до разрыва;
  • Через некоторое время из сброса пойдет вода без воздуха. Когда это произошло, сброс закрывается, а задвижка подающего трубопровода открывается;
  • Остается стравить воздух из всех участков системы, где имеется такая возможность.

Заполнение системы отопления теплоносителем своими руками: правила и рекомендации

Вопрос о том, как залить антифриз в систему отопления открытого типа, возникает не так часто. Сделать это можно максимально просто, используя расширительный бак. Так что теплоноситель нужно залить в бачок, а под воздействием силы гравитации, он уже сам растечется по всей системе

При этом важно, чтобы в процессе заливания теплоносителя, все воздухоотводчики находились в открытом состоянии

Способ закачки термоносителя зависит от типа системы отопления

Несколько сложнее работать с системами закрытого типа. Для них применяются различные методы заправки. Так, залить теплоноситель можно методом самотека, не используя какую-либо технику. Иногда для этого используют небольшой погружной нанос или же специально предназначенный для этой цели, при помощи которого конструируют опрессовку системы. Рассмотрим каждый из вариантов, его преимуществ, недостатки и особенности:

Заливание методом самотека. С одной стороны, это ─ простой способ, так как он не требует приобретения и использования какого-либо специального оборудования. Но в то же время, этот процесс займет немало времени, так как «выжимать» воздух из системы придется довольно долго. Да и нужное давление будет набираться на протяжении длительного периода. В первую очередь необходимо найти самую высокую точку системы и снять имеющийся там газоотводчик. В процессе заполнения, самая нижняя точка, в которой расположен кран спуска теплоносителя, должен быть открыт. Как только он даст протечку, это будет означать, что система заполнилась.
Заливание с использованием погружного насоса подразумевает использование такого маломощного прибора, как Малыш. Его нужно подключить к самой низкой точке системы (но не к точке слива). Жидкость наливают в емкость и опускают в нее один край насоса

Важно, чтобы в процессе работы насос не «глотал» воздух.
Заливание с использованием насоса для опрессовки производится практически по той же схеме, что и в предыдущем случае. Вот только тут используется специальный ручной нанос, который позволяет закачать жидкость в систему.

Для закачки жидкости в систему используется ручной нанос для опрессовки

Что понадобится

Антифриз отвечает не только за охлаждение мотора, но и поддерживает его нормальную работоспособность, избавляя при этом от коррозии и защищая от частиц ржавчины с помощью имеющихся в составе специальных присадок. Если разбавить концентрат водопроводной водой, то существует риск не только уменьшить эффективность присадок, но и добавить в жидкость микроэлементы, негативно воздействующие на работу двигателя и вызывающие коррозию.

Кроме того, соединения хлора, магния, кальция и других химических элементов, которые содержатся в воде из-под крана, засоряют мелкие каналы в моторе, снижая тем самым эффективность охлаждающей жидкости.

Из сказанного выше следует, что для изготовления смеси из концентрата антифриза требуется не только качественный концентрат, но и дистиллированная вода, не содержащая примесей.

Чем антифриз хуже воды?

Котлы и системы отопления создаются из расчета использования с водой, опираясь на ее физические и химические свойства. У антифриза они другие. В этом и состоит главная проблема. Нужно очень постараться и спроектировать отопительную систему так, чтобы свести недостатки антифриза к минимуму.

  1. Вязкость и плотность у антифриза выше, чем у воды. Фактически это означает, что для циркуляции теплоносителя нужны более мощные насосы.
  2. А удельная теплоемкость — ниже.
  3. Есть риск протечки, если материалы уплотнений не совместимы с конкретным составом антифриза.
  4. Более высокий, чем у воды, коэффициент расширения при нагреве. Потребуется расширительный бак большего объема.

Вид теплоносителя лучше всего выбирать на стадии проектирования отопительной системы.

Заливка теплоносителя в отопительную систему своими руками

После спуска антифриза систему промывают чистой водой

Антифриз для отопления со временем стареет, снижается его теплоемкость и антикоррозийные свойства, поэтому его периодически меняют. Средняя периодичность – 5 лет. Перед заливкой теплоносителя необходимо слить старый антифриз из системы.

Порядок выполнения работ:

  1. Обязательно разогревают котел отопления, невзирая на температуру окружающей среды.
  2. Открывают батареи и переводят систему в самотечный режим.
  3. Отключают от электросети котел и другие приборы системы.
  4. Подготавливают ведра, тазы для слива старого теплоносителя.
  5. С помощью отсекающего крана отсоединяют насос, поскольку без теплоносителя он моментально выходит из строя. Внутри останется старый антифриз, но его объем будет небольшим, поэтому на работу системы это не повлияет.
  6. Открывают вентиль и наполняют емкости. Предпочтительнее сливать систему через заливочный вентиль, расположенный недалеко от котла, в самой нижней точке. Если сливное отверстие не предусмотрено, подсоединяют один конец шланга к сливному отверстию батареи или к крану Маевского, другой конец вставляют в тару.
  7. После слива теплоносителя систему промывают чистой водой или специально предназначенными для этой цели растворами.
  8. В соответствии с инструкцией производителя разбавляют жидкость, согласно необходимой температуре замерзания. Температура замерзания имеет нелинейную зависимость от количества залитой воды – при разбавлении 20 л антифриза с температурой замерзания –65°C на 50% водой температура замерзания составит –20°C, а не –32,5°C, как можно было бы предположить.
  9. Очищают грязевой фильтр.
  10. При помощи насоса, подключенного к отверстию для закачки, наполняют систему свежим составом.
  11. В процессе работы необходимо спускать воздух, контролируя давление по показателям манометра.

Для разбавления теплоносителя используют только дистиллированную воду, не содержащую солей кальция и магния, в противном случае выпадет осадок. В крайнем случае следует проверить реакцию, отдельно смешав водопроводную воду с малым количеством антифриза в нужных пропорциях. В обязательном порядке соединяют состав с водой в отдельной емкости, чтобы обеспечить равномерное перемешивание. Заливать сначала антифриз, а затем воду, в систему нельзя. Это приводит к неравномерному прогреву радиаторов, выходу из строя насосного оборудования, вспениванию. Если по незнанию система была заполнена именно таким образом, насос включают на минимальную мощность и стравливают постепенно воздух. Смешивание через какое-то время произойдет, но гарантии, что оно будет равномерным, нет.

Расчет теплоносителя для системы отопления

Если необходимо рассчитать объём заполнения уже существующей системы отопления или нужно высчитать, сколько теплоносителя потребуется при переходе с одного типа жидкости на другой, можно использовать несколько способов:

  1. Включить на заполнение полностью пустую систему, и при этом засечь показания водомера в начале и в конце этого процесса.
  2. Наоборот, аккуратно сливать жидкость из целиком наполненной системы, применяя мерные резервуары.
  3. Сделать расчет самостоятельно, учитывая объемов теплообменника котла, всех радиаторов, контуров труб и/или теплого пола (подача + обратка), расширительного бака и других возможных элементов (гидрострелки, буферной емкости, бойлера).

Для третьего варианта можно использовать простую формулу расчета объема теплоносителя в системе:

Формула для расчета объема жидкости в трубе:

При этом объем теплоносителя в контуре отопления можно примерно подсчитать и без использования формул. Для этого нужно знать только мощности системы обогрева.

Здесь берется соотношение, что оборудованию для передачи 1 кВт тепла потребуется 15 литров жидкости. Несложно подсчитать, что для отопительной системы мощностью 75 кВт необходимо75×15=1125 литров теплоносителя.

Однако недостаточно просто высчитать расход теплоносителя, также необходима формула для расчета объёма расширительного бака:

Расчеты очень приблизительные и сложные. Чтобы упростить себе задачу, используйте быстрый способ – Калькулятор объема системы отопления.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector