Переходим к диагностике
Итак, мы определили самые важные узлы системы и теперь начинаем самостоятельную диагностику. Даже, если у Вас ранее не было опыта таких работ, она может быть довольно эффективной. Включаем кондиционер и ожидаем шума работы компрессора. Трогаем рукой металлическую часть обратной магистрали. Секунд через 10-15 Вы почувствуете, как рука начинает обледеневать в буквальном смысле слова.
Осторожно дотрагиваемся до металлической трубки, соединяющей компрессор с радиатором. Как правило, она или теплая, или довольно горячая, если на улице температура превышает хотя бы 20°С
Проверяем состояние наиболее тонкой магистрали, которая ведет к радиатору от компрессора. Плохо, если она будет очень горячей, потому что это признак загрязненности системы, либо перенасыщения фреоном, либо поломки вентилятора.
Если подобные действия не привели к одному из описанных эффектов, нужно обращаться к опытным автокондиционерщикам. В этом случае придется замерить давление в системе — не исключено, что речь идет об утечке хладагента или других, гораздо более серьезных неисправностях.
В таких случаях поможет внимательный осмотр трубок с их местами крепления, ресивера-осушителя, компреcсора, радиатора кондиционера. Если имеются налицо следы запотевания, масляные потеки, следы грязи, значит, стоит опасаться утечки фреона из системы.
Не работает вентилятор радиатора
Радиатор-конденсор имеет свой вентилятор, отвечающий за дополнительное охлаждение. Неисправности в работе вентилятора всегда связаны с электрикой, а именно:
- плохими контактами;
- неисправностью реле;
- поломкой двигателя вентилятора – подобная ситуация встречается крайне редко.
Диагностика неисправности кондиционера профессионалом
Чаще всего проблема связана с плохими контактами. К слову, плохие контакты могут стать причиной и более серьезных поломок, к примеру, может перестать работать датчик давления. Если при этом возникнут проблемы с давлением, может произойти аварийный сброс хладогента или даже взрыв магистрали. Поэтому после зимы необходимо тщательно проверить все контакты системы кондиционирования.
Как делать проверку кондиционера в авто зимой
Сложнее проверять кондиционер на герметичность в зимнее время года, особенно, когда температура опускается ниже — 10°С, поскольку происходит сильное падение давления хладовещества. До включения кондиционера нужно прогреть воздух в салоне до состояния прогревания всей торпеды. В таких случаях удается обмануть датчик испарителя. Те же датчики, что расположены под капотом, тоже позволят запуск системы вследствие прогрева фреона и поднятия уровня давления.
Теперь нажимаем на кнопку рециркуляции воздуха. Некоторые современные авто оснащены системой климатического контроля
Они перестают обращать внимание на показатели температуры и запускают принудительно компрессор в таких случаях. Теперь можно руками прощупывать основные магистрали системы, как это уже было описано выше
Конечно, такую диагностику нельзя назвать на 100% верной — для более точного определения работоспособности нужно специальное оборудование и квалифицированный персонал.
Проверка давления и герметизации
Перед процессом закачки фреона обязательно проверьте дренаж. Для этого сняв фильтр, заливаете чистую воду на испаритель внутреннего блока, как бы имитируя образование конденсата.
Если дренаж выполнен правильно, то вода будет свободно выходить через трубку и не переливаться за край внутреннего поддона.
Также перед открыванием портов фреоновой магистрали желательно проверить давление в системе. Производитель, как правило, заправляет хладогента на 5 метров трассы, и сообщает об этом на шильдике наружного блока.
Однако попадаются и полупустые экземпляры (экономят фреон).
Далее проверяется герметичность всех соединений. Суперпрофессионалы за соответствующую цену делают это азотом, под давлением 38 бар. Но готовы ли вы платить деньги за такое качество?
При стандартном варианте, после отсоединения вакуумного насоса, просто выпускают в трассу некоторое количество хладогента (5-7 бар) и запоминают значение давления.
Выжидают минут 20 и проверяют, не изменились ли показания. При положительном результате, используя шестигранники, полностью открываются сервисные краны кондиционера и запускается весь фреон в магистраль.
Далее подаете на кондиционер напряжение и испытываете его во всех режимах. При охлаждении измеряете температуру поверхности испарителя пирометром, а лучше всего контактным термометром.
После выхода на рабочий режим она должна быть не менее +6С. Если температура выше, возможно потребуется дополнительная зарядка фреоном.
При этом больше используется полная перезаправка системы, а не просто его дозаправка, ввиду сложности процесса.
Если все этапы монтажа пройдены без замечаний, можете наслаждаться прохладой и считать, что ваш кондиционер установлен правильно.
Устройство системы охлаждения
Для начала разберем, из чего состоит весь этот охлаждающий комплекс. Под звучным термином следует понимать совокупность определенных составляющих, которые все вместе обеспечивают нужный уровень охлаждения. При этом стоит учитывать, что вся система полностью герметична, заполненная хладагентом (фреоном) и компрессорным маслом. Смазка снижает трение между трущимися деталями, как и моторный расходный материал. В результате внутренние элементы изнашиваются в меньшей степени, что продлевает их срок службы.
Вдобавок масло отводит часть тепла, которое возникает в результате трения, а также удаляет мелкие частицы. Таким образом, по магистрали постоянно циркулирует газ в сочетании с маслом, в результате чего в салоне создается оптимальный микроклимат. В комплекс кондиционирования входят следующие детали:
- компрессор;
- конденсор (радиатор);
- испаритель;
- вентилятор;
- предохранительный клапан;
- ресивер-осушитель;
- расширительный клапан;
- испаряющий вентилятор;
- трубопроводы.
За счет слаженной работы и технического взаимодействия обеспечивается комфорт в салоне на высоком уровне. А зная, из чего конкретно состоит весь охладительный комплекс в собственном автомобиле и его принцип функционирования, можно самостоятельно выполнить диагностику. А это уже экономия. Правда в случае сложных ситуаций, включая и ремонт, не обойтись без помощи профессионала.
Важная составляющая
Стоит заострить внимание на том, как устроен компрессор. Из всех остальных деталей именно от этого устройства зависит стабильность и работоспособность всей системы охлаждения
Компрессор кондиционера автомобиля, без преувеличений, можно считать сердцем всего комплекса кондиционирования! Это самый сложный узел, который обеспечивает прокачку хладагента по всей протяженности магистрали. Для этого он создает необходимый уровень давления.
Сегодня чаще всего используются две разновидности:
- аксиально-поршневой;
- роторно-лопастной.
Всего же существует до 40 типов, но большое распространение получили именно эти два механизма. Некоторые современные агрегаты способны разделять всю магистраль на два контура — высокого и низкого давления. На языке профессионалов они имеют свои обозначения:
- Нагнетательный — контур с высоким давлением или все что находится до испарителя.
- Всасывающий — магистраль низкого давления, которая соединяет испаритель с компрессором.
Силовое устройство приводится в действие вращением коленчатого вала, а когда кондиционер включается, то подключаются главные участники всего звена:
- шкив;
- приводной ремень;
- электромагнитная муфта;
- приводной диск.
Нажатием кнопки на электромагнитную муфту подается питание, после чего с ее помощью вал компресса сцепляется со шкивом. Стоит заметить, что этот подвижный элемент вращается постоянно, поскольку через него проходит общий приводной ремень двигателя. При выключении происходит все наоборот — муфта уходит из зацепления, шкив продолжает вращение, как ни в чем не бывало, только охлаждение уже не функционирует. То есть оборудование работает вхолостую.
Как проверить муфту компрессора кондиционера
Наиболее надежной способ проверки системы кондиционирования – диагностика в специализированном автосервисе, но у покупателя не всегда имеется возможность проверить исправность автомобиля на станции технического обслуживания. Часто продавец на вопрос, работает ли кондиционер, начинает уклончиво отвечать:
- система работает, только не заправлен фреон;
- лопнула одна из трубок, ее нужно заменить, а так кондиционер в порядке;
- на зиму сняли ремень, так как он порвался.
Все ответы подобного рода должны настораживать, так как основная причина неисправности системы кондиционирования – выход из строя компрессора, именно эта деталь является самой дорогой в системе кондиционирования. В компрессоре в первую очередь из строя выходит муфта, поэтому следует проверить ее работоспособность.
Как проверить муфту компрессора кондиционера? Делаем следующее:
- включаем кнопку работы кондиционера, должен загореться индикатор включения;
- во время включения в моторном отсеке должен быть слышен щелчок, так муфта соединяется с самим компрессором.
Проверку желательно проводить вдвоем – один из участников нажимает на кнопку, второй человек смотрит под капотом, как происходит соединение муфты с кондиционером. Когда компрессор отключен, на нем вращается только шкив, а прижимная пластина остается на месте. При включении кондиционера происходит примагничивание пластины к шкиву – вместе с ним начинает вращаться приводная ступица, поэтому и раздается отчетливый щелчок.
Следует отметить, что такая проверка действительна не для всех автомобилей, на некоторых современных моделях пластина вращается вместе со шкивом, а соединение со ступицей происходит внутри. Есть авто сложной конструкции с множеством дополнительных агрегатов, и рассмотреть муфту компрессора в подкапотном пространстве сложно. Но в любом случае следует ориентироваться на щелчок, во время примагничивания муфты он должен быть слышен. Если щелчка не слышно, скорее всего, муфта не включается, и это говорит о неисправности компрессора.
Есть другой способ проверки работоспособности муфты, для этого двигатель запускать не нужно. Проверяем следующим образом:
- глушим двигатель, отсоединяем питание от компрессора, разъединив штекер;
- проводом соединяем плюсовую клемму аккумулятора с разъемом на компрессоре, в момент подключения провода муфта должна сработать – заметно, как она передвигается, и в этот момент слышен щелчок;
Таким способом можно проверить муфту даже без фреона в системе, все равно рабочая муфта должна передвигаться с характерным звуком.
Общие правила ремонта кондиционеров
Подключение климатического оборудования осуществляется посредством дифференциального устройства защиты. Помимо этого, ремонт кондиционеров проводится при соблюдении определенных правил:
- чистка приборов выполняется после их отключения от сети электропитания;
- все процессы проводятся аккуратно при соблюдении рекомендаций производителей;
- определение утечки фреона осуществляется с помощью манометра на заправочном коллекторе, измеряющего давление в системе при включенном устройстве и подсоединяемого к сервисным разъемам высокого и низкого давления на наружном блоке.
В зависимости от марки кондиционера ремонт плат управления имеет свои нюансы. Их замену или восстановление работоспособности лучше всего доверить профессионалам из специализированной компании или организации, где было приобретено климатическое оборудование.
Внутренний блок
В состав внутреннего блока входит:
- Лицевая часть корпуса выглядит, как обычная решетка, выполненная из пластика (как и весь корпус блока). Она пропускает поток воздуха внутрь корпуса. Панель блока очень легко удаляется, что обеспечивает легкий доступ ко всем внутренним деталям устройства во время чистки оборудования;
- Фильтр грубого очищения воздуха – пластиковая сетка. Она предназначена для защиты системы от попадания крупных частиц пыли и грязи, шерсти собак и других животных, пуха и прочее. Для эффективной работы оборудования фильтра подлежат регулярной чистке, как минимум один – два раза в месяц. Чистку можно выполнять самостоятельно или заказывать профессиональных специалистов из сервисного центра и оплачивать их работу. Именно на фильтрах основывается весь принцип работы кондиционера;
- Фильтровая система включает в себя несколько различных фильтров, которые необходимы для непрерывного и эффективного процесса работы кондиционера. Фильтра делятся на:
- Угольные (они предназначены для удаления различных запахов);
- Электростатические (они необходимы для удержания мелких частиц пыли);
- Антибактериальные;
- Прочие.
- Вентилятор. Его задача заключается в циркуляции очищенного воздуха в комнате, офисе и другом помещении;
- Испаритель. Представляет собой обычный радиатор. Он предназначен для нагрева охлажденного фреона и его испарения. Во время продува воздуха радиатором, он охлаждается;
- Имеются горизонтальные жалюзи. Их задача регулировать направление воздуха по вертикали, что также влияет на скорость охлаждения воздуха. Жалюзи можно регулировать с помощью пульта дистанционного управления системой;
- Панель с индикаторами. Необходимо для отображения информации о режиме работы оборудования и наличии вероятных неисправностей и поломок;
- Вертикальные жалюзи. Они регулируют потоки воздуха в квартире, поступающего в помещение в горизонтальном направлении;
- Штуцерные соединения. Необходимы для крепления медных трубок, соединяющих между собой внутренний и внешний блоки.
Немного о кондиционере
Последние несколько лет человеку трудно представить свою жизнь без такого предмета как кондиционер. После того как он использовался на протяжении нескольких лет, у человека может возникнуть ощущение, что теперь он работает как-то не так, воздух стал более загрязнённым и менее свежим. Объяснить этот факт просто, через полгода кондиционер необходимо чистить, также сделать смазку и обследовать все детали. Поэтому при покупке кондиционера не стоит выкидывать инструкцию, этот процесс там довольно-таки детально описаны, и сделать всё можно самостоятельно. Если же самостоятельно вопрос не получилось решить, то лучше обратиться к специалистам.
Что собой представляет процедура подключения кондиционера к электросети
Следует учитывать, что если рядом установлено несколько выключателей, то их работоспособность ухудшается из-за плохого охлаждения.
В заключение хочется предупредить еще раз всех пользователей: электричество не прощает ошибок и неточностей, поэтому при самостоятельном подключении адекватно отнеситесь к своим навыкам, чтобы потом не заниматься тушением проводки и ремонтом дорогостоящего климатического оборудования.
При этом следует ориентироваться по номерам клемм и проводов. После подключения обоих блоков следует внимательно проверить правильность выполненной работы. Кондиционер может работать на разных мощностях, поэтому автомат защиты следует установить на линии подключения и около розетки.
Как уже отмечалось, кондиционер нельзя устанавливать непосредственно над батареями отопления. Делается это напрямую в розетку.
Сама процедура внедрения прибора в энергетическую систему квартиры заключается в следующем. Подключаем испаритель В принципе, методика подключения модулей системы идентична, за исключением мелких нюансов, поэтому мы представляем подробную методику подключения внутреннего модуля, а выносной — по аналогии с ним. При этом допустимая сила тока может достигать 18 А.
Как проверить кондиционер перед летним сезоном
После полугодового простоя кондиционер обязательно нужно проверить, и сделать это лучше до наступления самых жарких дней. Закройте окна и двери, поставьте устройство на максимальную мощность и покиньте помещение на 15-20 минут. После возвращения измерьте температуру на улице и в помещении – разница должна составлять не менее 8 градусов.
Если воздух должным образом не охладился, ищите причину во внутреннем блоке. Она может быть следующей:
- Заклинил компрессор. Проверить исправность главного элемента можно приложив руку к внешнему блоку – при правильной работе компрессор слегка вибрирует. Такая поломка самая дорогостоящая, но иногда получается «расклинить» компрессор собственноручно.
- В системе недостаточно фреона. Охлаждение происходит именно из-за этого компонента, однако, он может вытечь или закончиться. Для нормальной работы кондиционер необходимо вакуумировать и заправить заново.
- Загрязнен теплообменник, вентилятор или фильтры. В этом случае кондиционер работает, но охлаждает не на полную мощность. Снимите панель внешнего блока и разберите устройство. Добавьте в воду средство для мытья посуды и протрите все загрязненные детали.
- Загрязнена капиллярная трубка. Чаще всего она забивается влагой, и из кондиционера начинает капать жидкость. Специалист может продуть трубку или прочистить прессом, но из-за низкой стоимости ее рекомендуется просто заменить.
- Неправильно работают датчики температуры. Можно приловчится ставить нужный градус даже при неисправных деталях, но лучше их заменить. Проблема непосредственно с датчиками редкая, как правило, она идет в совокупности с поломкой компрессора.
Проверив качество работы кондиционера и устранив мелкие неполадки, вы продлите срок его эксплуатации. Производите диагностику заранее, чтобы избежать непредвиденных трат и невозможности охладить помещение при жаркой погоде. Промывайте детали устройства после лета, и шанс поломки в следующем сезоне будет минимальным.
Как проверить работоспособность кондиционера Renault Logan
Если кондиционер не включается или он недостаточно охлаждает, нужно произвести диагностику системы кондиционирования. Сначала следует проверить давление газа (фреона), проверка осуществляется с помощью специального манометра. Для установки манометра есть штуцеры, они находятся почти на изгибах трубок в районе правого лонжерона.
Также наличие хладагента можно поверить, нажав на клапан в штуцере, который находится под колпачком. Если кондиционер нормально заправлен, при нажатии на клапан газ под давлением будет выходить из системы, он зашипит.
Если газ не выходит, в системе есть утечка – ее необходимо найти и устранить неисправность. После устранения утечки фреона систему следует заправить газом. Есть способы самостоятельной заправки кондиционер фреоном, но все же рекомендуется заправляться на специальных станциях в условиях специализированного автосервиса.
В некоторых случаях автомобиль заправлен фреоном полностью, но при этом кондиционер не включается. Следует отметить, что не включаться муфта может по нескольким причинам, и необязательно дефект скрывается именно в ней. Причины несрабатывания муфты:
- есть обрыв в проводах, питание не подается на компрессор;
не работает реле включения, на Renault Logan оно находится в монтажном блоке, в моторном отсеке с левой стороны (около аккумуляторной батареи).
Проверить реле достаточно просто – нужно его демонтировать, контакты под ним замкнуть между собой куском проволоки, нажать кнопку включения кондиционера. Если при перемыкании раздается громкий щелчок, это свидетельствует о том, что муфта кондиционера исправна, а реле необходимо заменить.
Если происходит недостаточное охлаждение воздуха в салоне автомобиля, следует провести диагностику оборудования в автосервисе на стенде, проверить, какое давление имеется в системе. Давление должно быть определенным, не ниже и не выше положенной нормы.
Кондиционер может недостаточно охлаждать воздух, если конденсор (радиатор кондиционера) забит грязью. Когда на соты радиатора не поступает воздух, охлаждение системы получается недостаточным, и она работает неэффективно. На Рено Логан конденсор расположен спереди автомобиля, и чтобы почистить радиатор снаружи, необходимо снимать:
- решетку радиатора;
- передний бампер;
- электровентилятор охлаждения.
Отсоединять конденсор от трубок нежелательно, так как в этом случае автомобиль придется заново заправлять фреоном. Также неисправными в системе кондиционирования могут быть следующие элементы:
- ресивер-осушитель, признаки его неисправности – самопроизвольное выключение кондиционера, замерзание шлангов в системе;
- терморегулирующий вентиль – при его дефекте холодный воздух поступает в салон с перебоями;
- датчик давления – если он неисправен, кондиционер работает нестабильно;
- испаритель – при засорении в салоне появляется неприятный запах.
При покупке подержанного Renault Logan рекомендуется съездить на диагностику в автосервис, проверить работоспособность кондиционера на специальном оборудовании.
Обзор конструкции внутреннего блока, установка кондиционера: схема и строение
Внутренний блок размещается в помещении, поэтому производители уделяют большое внимание его внешнему виду. Сплит-система должна вписываться в дизайн интерьера
Кроме этого, большое значение имеет размер внутреннего блока кондиционера. Его ширина варьируется в пределах 0,7-1,6 м, глубина может составлять от 16 до 20 см, а высота – от 20 до 32 см.
Внутренний блок состоит из следующих компонентов:
- передней панели;
- фильтров грубой и тонкой очистки;
- испарителя;
- вентилятора;
- горизонтальных и вертикальных жалюзи;
- индикаторной панели;
- платы управления;
- поддона для сбора конденсата;
- штуцерных соединений.
Передняя панель имеет вид пластиковой решетки. Она обеспечивает доступ воздуха к блоку. Фильтр грубой очистки задерживает крупные частицы пыли, мусор и шерсть животных. Он представляет собой сетку из пластика, которая нуждается в регулярной чистке (минимум 2 раза в месяц). Фильтры тонкой очистки бывают двух видов. Угольные типы изделий нацелены на удаление неприятных запахов, а электростатические убирают из воздуха пыльцу растений, мелкую пыль.
Система кондиционера обязательно должна вписываться в дизайн интерьера.
Во внутреннем блоке установлен трех- или четырехскоростной вентилятор. Испаритель, по сути, является радиатором, где холодное рабочее вещество нагревается и переходит в парообразное состояние. Воздушные потоки, которые проходят через этот элемент, наоборот, охлаждаются.
Горизонтальные жалюзи контролируют движение воздуха по вертикали. Они оснащены электроприводом. Их положение настраивается с помощью пульта ДУ. Горизонтальные жалюзи способны в автоматическом режиме совершать колебательные движения, в результате чего охлажденный воздух равномерно распределяется по комнате. Индикаторная панель находится на лицевой стороне сплит-системы. Она представляет собой совокупность световых индикаторов, позволяющих определить, в каком режиме работает кондиционер. Кроме этого, светодиоды сигнализируют о поломках.
В поддоне, который находится под испарителем, собирается вода, выводится она наружу с помощью дренажного шланга. Плата управления состоит из блока электроники и микропроцессора. Штуцерные соединения используются для подключения трубок между внешним и внутренним блоками. Вертикальные жалюзи контролируют движение воздуха по горизонтали.
На заметку! Положение вертикальных жалюзи регулируется вручную. Возможностью настройки с помощью пульта дистанционного управления обладают только некоторые модели сплит-систем премиального класса.
Внутренний блок является сложным с технической точки зрения устройством, состоящим из множества элементов.
Способы промывки кондиционера
Автомойка не всегда помогает избавиться от загрязнений климатической системы, которые могут стать причиной появления различных неприятностей. Если вы заметили, что не холодит кондиционер в машине – скорее всего, он просто загрязнился. Поэтому периодически рекомендуется осуществлять промывку кондиционера самостоятельно. Эта процедура, хотя и потребует частичной разборки системы, но позволит выполнить чистку намного качественнее.
Для этого потребуется снять конденсор с креплений и немного его развернуть, чтобы получить хороший доступ и к внутренней части конденсора, и к межрадиаторному пространству, где тоже скапливается немало грязи. Для промывки можно использовать средство для мытья посуды, которым нужно обильно смочить все трубки радиатора и дать химическому средству время на впитывание (10 – 15 минут достаточно). Затем следует промыть радиатор струёй воды, которую нужно направлять строго под прямым углом. Напор должен быть небольшим – в противном случае повышается риск повреждения сот радиатора.
Степень чистоты можно определить визуально, если вся грязь не отмылась, необходимо выполнить процедуру повторно. Если заметите погнувшиеся (помятые) соты – необходимо их аккуратно выпрямить с помощью деревянной (не металлической!) палочки, после чего можно удалить оставшиеся твёрдые фрагменты (веточки, камешки, останки насекомых).