Чем опасен мороз для кондиционера?
Принцип работы кондиционера довольно прост, но изменение условий на любом из этапов может привести к серьёзной поломке.
Во-первых, опасен запуск холодного компрессора. Масло в нём при низких температурах загустевает, а потому агрегат работает с повышенной нагрузкой.
К тому же без смазки от трения металлических деталей образуется стружка, которая забивает и выводит из строя систему. Поэтому даже новый компрессор, установленный взамен поломанного, может быстро выйти из строя уже при корректной эксплуатации.
Во-вторых, фреон в наружном радиаторе может не успеть испариться. Активность теплообмена зависит от разницы температур. Поэтому при небольшом плюсе на улице фреон, прогреваясь от -40С, поглотит много тепловой энергии.
Если же на улице -30С, то хладагент может не успеть прогреться даже до температуры кипения. Результат – попадание жидкого фреона в компрессор и его неизбежная поломка вследствие гидравлического удара.
Третья опасность – это замерзание конденсата и обледенение.
Помните, при работе на обогрев блоки сплит-системы меняются ролями, поэтому конденсат образуется на том радиаторе, который на улице
Ледяной панцирь на наружном блоке препятствует теплообмену и может мешать вентилятору, что повышает нагрузку на все части системы. Автоматическая разморозка призвана решить эту проблему, но вода, стекающая с прогретого радиатора, зачастую сразу же замерзает в поддоне. При достижении определённой толщины слоя льда в него вмерзают лопасти вентилятора, и кондиционер теряет работоспособность.
Конденсат в дренажной трубке также может замерзнуть в точке выхода на улицу – если кондиционер работает на охлаждение. Такое зимой бывает необходимо в серверных либо в упомянутом выше режиме разморозки. Такая ледяная пробка препятствует дальнейшему отводу конденсата, и он начинает сочиться по стене, провоцирует развитие плесневого грибка во внутреннем блоке, может вывести его из строя.
Даже работа на охлаждение зимой может привести к проблемам. Кондиционер в таком случае забирает с улицы слишком много холода, и конденсат на внутреннем блоке превращается в иней и лёд. Естественно, это также пагубно для оборудования. К тому же остаётся актуальной проблема холодного запуска компрессора.
Особенности запуска на обогрев зимой
Предположим, что в вашем распоряжении находится кондиционер, который можно включить зимой, когда температура забортного воздуха находится в рабочем диапазоне прибора. Вы нажимаете на кнопку старта, выбираете рабочий и температурный режимы, но ничего не происходит – кондиционер не работает на обогрев.
Торопиться в этом случае некуда – система должна прогреться. Она может находиться в «раздумьях» до 15-20 минут. Компрессор в это время не работает, вентилятор не работает. После прогрева раздастся щелчок, система запустится в режиме реверса, радиатор во внутреннем блоке начнёт постепенно нагреваться. Обогрев работает чуть медленнее охлаждения, в квартире станет теплее через 15-20 минут.
Прежде чем включить кондиционер на обогрев, не забудьте пропылесосить радиаторы и удалить пыль с пылевых фильтров – это поможет избавиться от неприятного запаха. Кстати, мобильный кондиционер с обогревом работает так же, как и обычная сплит-система.
Попадание холодного воздуха в помещение
Если дует через отверстие под кондиционер, когда он выключен, следует закрыть поверхность внутреннего модуля с помощью полиэтиленовой плёнки. В некоторых случаях помогает изменение положения дренажной трубки. Её разворачивают в другую сторону. Именно через неё в комнату попадает холодный воздух.
Если дует с улицы очень сильно и вышеперечисленные способы оказываются неэффективными, используют другой способ. На поверхности внутреннего блока имеется отверстие, через которое сливается конденсат. Его надо найти и заткнуть тряпкой. Для этого снимается внешняя облицовочная панель, выкручиваются саморезы, с помощью которых крепится дренажный поддон. Обычно он размещается под теплообменником.
При возникновении булькающих звуков в момент запуска системы кондиционирования или её отключении не стоит сразу впадать в панику. Через некоторое время они должны исчезнуть. Если проблема остаётся, следует проверить дренажную трубку. В ней может скопиться и замёрзнуть конденсат. Также подобная ситуация иногда возникает в результате некачественного монтажа магистрали, через которую осуществляется доставка фреона.
3 Устройство зимнего пакета
Стандартный низкотемпературный комплект для кондиционера состоит из трёх основных элементов. Он включает в себя:
- замедлитель скорости вращения вентилятора;
- систему обогрева картера конденсатора;
- обогрев дренажа.
Компактная плата прикрепляется в отсек электроники при помощи саморезов. Там она защищена от пыли, грязи и влаги. Установить её можно в специально предусмотренные монтажные отверстия. Плата покрыта слоем силикона и оснащена интеллектуальным управлением. Температуру конденсации контролирует температурный датчик, заставляющий устройство работать на полную мощность при похолодании и постепенно отключающий его при потеплении. После достижения определённой отметки вентилятор может быть полностью выключен.
Обогрев дренажа решает ещё одну основную проблему использования аппарата в зимний период — замерзание дренажного шланга. При этом конденсат не замерзает, вода отводится наружу, не заливая помещения и внутреннего устройства кондиционера. Эта часть зимнего пакета редко снабжена автоматической регуляцией, поэтому для неё предусматривается специальный выключатель, при помощи которого можно её отключить при перегреве.
Какие кондиционеры подойдут для обогрева?
Итак, для обогрева можно использовать любой кондиционер, в котором предусмотрена такая функция (они называются реверсивными), только использовать его нужно при указанных в инструкции температурах. Минус 5 градусов – вот предел для большинства моделей. Но тут многое зависит от того, к какому типу относится схема управления компрессором. В обычных моделях он работает с постоянной производительностью, рассчитанной на среднюю температуру.
Если же кондиционер оснащен инвертором – специальной схемой для преобразования частоты электротока, то производительность компрессора и скорость вращения вентилятора он может регулировать на свое усмотрение, выбирая самый оптимальный режим. Такие приборы работают без отключений, что продлевает срок их службы (для электродвигателей моменты пуска особенно тяжелы), и имеют более широкий диапазон допустимых температур: на охлаждение – до -10, на обогрев – до -15.
Кондиционер можно оснастить так называемым зимним комплектом. В его состав входит несколько устройств:
- подогрев дренажной трубки;
- подогрев картера компрессора (предотвращает загустение масла);
- плата со схемой, замедляющей скорость вращения вентилятора: предотвращает переохлаждение хладагента в наружном блоке вследствие слишком интенсивного обдува, для инверторных кондиционеров не требуется.
Данный набор действительно позволяет включать кондиционер при более низких температурах, чем заявлено в инструкции, но только в режиме охлаждения. Если же при сильном морозе пытаться с его помощью обогреться, то прибор все равно окажется неэффективным и самое главное – в системе все равно будут иметь место гидроудары.
Все вышесказанное относится к большинству моделей, но не ко всем. Существуют особо «морозостойкие» кондиционеры, с помощью которых отапливать помещение можно даже при температуре -25 градусов.
Такие приборы можно найти в каталогах компаний Mitsubishi Electric (модель Zubadan MUZ-FDVABH), Daikin и некоторых других.
Профилактические меры
Следует учитывать, что выход кондиционера из строя по причине неправильной технической профилактики или отсутствия таковой не будет признан гарантийным случаем. Поэтому ремонт или полная замена оборудования полностью возляжет на плечи его владельца. Чтобы избежать таких неприятных уроков, следует ознакомиться с несколькими простыми правилами, выполнение которых станет залогом эффективной и бесперебойной работы техники.
Итак, как же нужно включать кондиционер после длительного простоя? На самом деле есть несколько простых правил, выполнение которых для каждого владельца климатического оборудования являются обязательными.
Температурный режим
В инструкции по эксплуатации прибора всегда указывается, при какой температуре допускается включать кондиционер. Как правило, эти показатели колеблются в пределах от 0 до -5 ˚C. Таким образом, прибор не стоит включать до тех пор, пока воздух не прогреется до необходимой температуры. К тому же, при низких температурах включать кондиционер особенной необходимости нет.
Чистка системы
Чистка системы
Кондиционер состоит из внутреннего и внешнего блоков, каждый из которых нуждается в регулярной очистке, а особенно — перед запуском.
Чистку фильтров и внутренних деталей нужно проводить не реже одного раза в месяц. А после длительного зимнего простоя эта процедура должна выполняться особенно тщательно: внутренний блок промывается водой, а для чистки внешнего лучше всего использовать компрессор со сжатым воздухом. Если проигнорировать эти рекомендации, то техника может выйти из строя. Люди, которые находятся в помещении, где работает неочищенный прибор, будут дышать пылью и грязью, распространяющейся внутри помещения во время первого включения.
Перед включением кондиционера следует осмотреть лопасти вентилятора и решетку, предотвращающую попадание в них листьев, тополиного пуха, веточек и прочих посторонних предметов. Если вы обнаружили, что решетка нуждается в очистке, то можно вызвать специалиста или произвести очистку самостоятельно. Для этого устройство необходимо отключить от питания, чтобы движущиеся лопасти вентилятора не травмировали ваши руки.
Электрические контакты
Обязательным действием перед запуском является проверка электрических контактов и электронных компонентов прибора. Если обнаружены неисправности, лучше всего вызвать специалистов, у которых есть специальное оборудование для проверки функциональности компрессора и прочих деталей.
Давление в системе и дозаправка фреоном
Проверка давления в системе и дозаправка фреоном также необходимы перед запуском кондиционера. Основной источник, поддерживающий его работоспособность — фреон. Протекание фреона может привести к поломке техники. Однако следует помнить и о так называемой нормируемой утечке, которая считается неизбежным явлением, вызванным особенностями соединения внутреннего и внешнего блоков. Фреон неопасен для человека в помещении, но если в системе кондиционера его не будет хватать, то прибор может работать с существенными перебоями.
Проверка температуры выходящего воздуха
После проверки кондиционера и его очистки следует проверить, какой воздух выходит из вентиляционной решетки. В норме он должен быть холодным. Для определения степени холодности воздуха следует вычесть температуру воздуха входящего в прибор из температуры воздуха, который выходит. Данное значение принято называть дельтой Т температуры. Нормальным значением для неё является температура от -11 до -6 C˚. В случае, когда температура отдаваемого воздуха будет ниже -11 C˚, кондиционер не сможет достаточно эффективно охлаждать воздух в очень жаркую погоду. Если же температура выше -6 C˚, то работа системы может нарушиться.
Подготовка бытового кондиционера к зиме
В подавляющем большинстве случаев бытовой кондиционер зимой не эксплуатируется, поэтому на этот период его следует перевести в режим консервации. Некоторые компании даже предлагают своим клиентам такую услугу.
Прибывший по заявке мастер по ремонту сделает следующее:
- перекачает весь хладагент в наружный блок;
- обесточит прибор (чтобы пользователь не мог включить его по забывчивости);
- установит над наружным блоком защитный козырек, если этого не сделали раньше, который примет на себя удары от падающих сосулек и снега.
Отметим, что обращение в сервисную службу является обязательным только для владельцев некоторых моделей мощных промышленных кондиционеров: без правильной консервации такие агрегаты снимаются с гарантийного обслуживания. Что касается бытовых кондиционеров, то любой пользователь вполне может справиться с подготовкой прибора к зиме самостоятельно. Единственная недоступная для него операция – перекачка хладагента в наружный блок (требуется специальное оборудование), но обязательной она вовсе не является.
Чтобы ваш кондиционер хорошо перезимовал, проделайте следующее:
- Запустите прибор в режиме вентилятора и дайте ему так поработать в течение часа.
- Активируйте режим обогрева и оставьте кондиционер работать еще на час. Работа в режиме вентилятора и обогрева хорошо просушит внутреннюю часть устройства.
- Выключив прибор, протрите его наружные поверхности увлажненной тряпкой.
- Сполосните в мыльном растворе фильтры механической очистки воздуха и просушите их.
- Отключите кондиционер от электропитания.
- Выньте из пульта батарейки.
Наружный блок желательно обернуть полиэтиленом. Такая мера не только обеспечит его сохранность, но и предотвратит задувание холодного воздуха в помещение через дренажную систему.
Если укутывать блок на зиму вы не хотите или не можете, сделайте следующее:
- снимите с внутреннего блока лицевую панель;
- демонтируйте поддон для сбора конденсата, открутив удерживающие его саморезы (данный элемент находится под испарителем);
- заткните открывшееся дренажное отверстие туго скрученной тряпкой или салфеткой.
Также необходимо убедиться, что холодный воздух не дует в отверстие в стене, через которое пропущены коммуникации кондиционера. Если сквозняк в этом месте все же наблюдается, щели нужно заполнить монтажной пеной.
Если вы пользуетесь оконным кондиционером, его наружную часть можно закутать каким-нибудь теплоизолятором. Иначе через корпус прибора на улицу будет улетучиваться значительное количество тепла. Зачастую такие кондиционеры на зиму вообще снимают.
Владельцам мобильных кондиционеров, целиком стоящих в комнате, необходимо только закрыть каким-либо материалом отверстие в стене, через которое осуществляется выброс нагретого воздуха.
Осторожно – «сосули»!
Наверняка многие из вас помнят аномально снежные зимы, приходившие в Петербург и Москву, когда коммунальные службы не справлялись с чисткой крыш от снега и пресловутых «сосулей», от падения которых пострадали десятки легковых автомобилей и сотни наружных блоков кондиционеров вплоть до невосстановления. И если на автомобиль еще можно добиться получения страховой выплаты, то порча кондиционера, увы, в большинстве случаев – забота исключительно его владельца. Самодельные приспособления, призванные защитить внешний блок от буйства стихий не всегда исправно выполняют свою функцию, ну а если еще и закреплены неправильно, то попросту опасны для проходящих рядом с домом, особенно при сильных порывах ветра – увы, это все не теория, а случаи из практики. Профессиональная подготовка кондиционера к зиме в обязательном порядке включает в себя монтаж нового или проверку качества крепления имеющегося защитного козырька из легкого и прочного материала, который убережет внешний блок от образования наледи и снежной шапки, порывов ветра, механических повреждений при сходе снега или падении сосулек с крыши.Впереди зима, но не за горами и весна! Готовьте кондиционеры к ней осенью, а специалисты нашей компании с удовольствием помогут вам в этом!
Отопление кондиционером зимой: личный опыт
Можно ли использовать кондиционер зимой для обогрева квартиры или, допустим, дачи? Рекламные буклеты утверждают, что КПД у инверторов «Мицубиси» и «Дайкон» гораздо выше, чем у обычных электрических конвекторов! И некоторые из пользователей интернета уже делятся на форумах рассказами о том, как удобно и экономично отапливать «Зубаданами» загородные дома и коттеджи.
Монтаж кондиционера в загородном доме
«Зачем включать кондиционер зимой, если он стоит дорого, а износ у него происходит быстрее, чем у любого электронагревателя?» — возражает форумчанин HerrPiter на одном из пользовательских сайтов. Он считает, что экономия электроэнергии не окупит быструю амортизацию кондиционера и необходимость покупки нового.
К тому же некоторые эксперты, основываясь на личном опыте, утверждают, что КПД инверсионных кондиционеров при температурах ниже -10ºС резко падает.
Использование мобильного кондиционера для обогрева лоджии
— А что вы будете делать со своим «Зубаданом», если стукнет минус 25? — еще один распространенный вопрос на форумах. – Россия – не Япония, температуры за минус 20 держатся неделями! Замерзнете!
Короче говоря, вопрос: «Нужен ли кондиционер зимой?» в России пока остаётся открытым.
Виды устройств с зимним режимом
Стоит понимать, что установить дополнительные зимние детали не всегда можно успешно. Дальнейшая работа устройства зависит от самих деталей, габаритов кондиционера и метода установки, поэтому лучше сразу приобрести кондиционер, который будет работать в зимний период на обогрев, а летом на охлаждение. Можно назвать две модели, которые работают хорошо в зимний период:
- Cooper&Hunter CH-S09FTXLA Arctic Inverter – подходящий вариант для того, чтобы обогревалась комната площадью 25 м². Средняя мощность двигателя составляет 2,8 кВт. Хорошо работает при -25 °C.. В устройство входит деталь, которая проверяет все параметры перед тем, как запустить двигатель.
- GREE GWH12KF—K3DNA5G – эта модель хорошо работает при оптимальной температуре -18 °C.. Помещение в 35 м² можно полностью обогреть. Сплит-стстема защищена от замерзания внешнего блока, которая состоит из частиц подогрева, картера и водостока.
Cooper&Hunter CH-S09FTXLA Arctic Inverter хорошо работает в сильные морозы
Сравнение кондиционеров при работе на обогрев
Ниже приведены независимые результаты исследования и замеров данного коэффициента (с учетом циклов размораживания!), которые были проведены с одними из наиболее качественных марок воздушных тепловых насосов — Mitsubishi Electric, Panasonic, Gree, Fujitsu. Для просмотра нажмите на соответствующую вкладку.
Mitsubishi Electric MSZ-FH25VE + Mitsubishi Electric MUZ-FH25VEHZ
Panasonic CS-NE9MKE + CU-NE9MKE
Panasonic CS-HE9LKE + CU-HE9LKE
Gree Hansol 25-A (GWH09TB-S3DNA2D / I) + GWHT09TB-S3DNA1D / O
Mitsubishi Heavy Industries SRK25ZJX + SRK25ZJX-SA
Fujitsu ASYG09LMCB + AOYG09LMCBN
Лидером на рынке является Митсубиши Зубадан (Zubadan). Однако не стоит верить маркетингу и приобретать бюджетные модели данной марки. От обычных сплитов их отличает в основном более мощный компрессор. Нормального отопления в -25С вы и от них вряд ли добьетесь.
Энергоэффективность настоящих Зубаданов в зависимости от региона вашего проживания и средней температуры зимой, можно рассчитать на удобном онлайн калькуляторе сайта митсубиши вот здесь.
Если изначально COP на приборе нигде не указан, его можно рассчитать самостоятельно. Для этого разделите тепловую мощность, которая прописывается на шильдике устройства, на потребляемую электрическую мощность.
Как подобрать мощность кондиционера согласно площади помещения читайте в отдельной статье.
Подготовка к зиме
Во многих климатических компаниях ближе к холодному времени года появляется много запросов на подготовку кондиционера к зиме. Что она из себя представляет и можно ли ее сделать самостоятельно?
Профессиональная консервация
Профессиональные услуги по подготовке к зиме кондиционера обычно включают следующий перечень работ:
- перекачивание фреона в наружный блок;
- полное обесточивание системы во избежание случайного включения;
- установка защиты для внешнего блока от падающих сосулек в виде специального железного козырька;
- чистка внутреннего блока.
Хотя далеко не всегда требуется весь список перечисленных услуг. Капитальную очистку комнатного модуля с промывкой фильтров, теплообменника и вентилятора лучше провести перед началом теплого сезона, а перед холодами достаточно сполоснуть в мыльном растворе фильтры механической очистки. Перекачку фреона можно вообще исключить. Как показывает практика, он прекрасно доживает до весны без лишних манипуляций. Профессиональная подготовка кондиционера к зиме или его консервация оправданы в случае наличия коммерческой или промышленной техники. В данном случае сервисные службы могут отказать в гарантийном ремонте, если прибор не был опечатан до холодов. Для того, чтобы расконсервировать технику, придется опять обращаться в климатическую компанию.
Самостоятельная подготовка
Получается, что подготовить домашний кондиционер к зиме можно и самостоятельно, но как это сделать правильно?
- Сначала включают сплит-систему на пару часов в режиме вентилятора, а потом на час в режиме обогрева. Это поможет хорошо просушить все внутренние компоненты прибора;
- Вытирают пыль с наружных поверхностей устройства мягкой слегка влажной тряпкой. Профессионалы обычно используют для этого микрофибру;
- Промывают фильтры механической очистки во внутреннем блоке;
- Полностью обесточивают систему;
- Вынимают из пульта батарейки.
Больше никаких дополнительных действий в том, как подготовить кондиционер к зиме, совершать не надо. Единственное – тем, у кого сплит-система находится с ветреной стороны, можно задуматься об утеплении холодильной машины.
Утепление
Что из себя представляет утепление кондиционера на зиму и как это делают? Наружный блок можно завернуть в плотную целлофановую пленку, внутренний блок либо также закрывают полиэтиленом, либо затыкают отверстие от слива дренажа.
Никак утеплить кондиционер на зиму по-другому не получится, если речь идет о сплит-системе. Как уже говорилось, у мобильного блока просто закрывают заглушку с уличной стороны, а у оконного – желательно прикрыть выступающую наружу часть устройства пленкой или теплым материалом. Иногда оконные моноблоки приходится демонтировать на осенне-зимний период, так как они могут являться проводниками для поступления холодного воздуха в квартиру.
Некоторые мифы о кондиционерах
Первые кондиционеры, например, советские БК и многие другие оконные модели, умели работать исключительно на охлаждение. Они гудели как трансформаторные будки, но подавали в квартиры спасительную прохладу. Со временем традиционные кондиционеры были вытеснены сплит-системами, состоящими из двух блоков. Они более удобны в монтаже и отличаются пониженным уровнем шума. Кроме того, они научились работать в двух направлениях.
Именно с этим связан миф, что кондиционер летом охлаждает, а зимой греет. Это неправда – без должного дооборудования (если оно вообще предусмотрено производителем) он не сможет работать в зимнее время года. Обогрев возможен только в весенний и осенний периоды, когда температура наружного воздуха ещё не опускается ниже нуля. Как только она пересечёт нулевую отметку, включать его нельзя (или не рекомендуется – всё зависит от модели).
Ещё один миф заключается в том, что сплит-система забирает наружный воздух, охлаждает его и подаёт в помещение. Это неправда – подавляющее большинство кондиционеров гоняет по кругу воздух, находящийся в комнатах. Опция подсоса наружного воздуха присутствует лишь в дорогих моделях. Причём не очень понятно, почему столь простой функционал оказывает такое влияние на стоимость оборудования – оно просто взлетает в цене.
На замену выходит.
Отдельного внимания заслуживает вопрос замены устаревших или вышедших из строя моделей на новые. Сплит-системы, как известно, состоят из двух блоков (внутреннего и внешнего), соединённых медными трубками, по которым циркулирует хладагент, а также проводами межблочной связи. Технические параметры всех элементов этой системы (количество проводов, диаметр и конструкция труб) могут различаться в зависимости от марки, производительности и особенностей каждой конкретной модели. Поэтому установить новые блоки на уже проложенные в стенах трубы можно лишь тогда, когда все параметры старой и новой моделей совпадают — а подобрать подобную замену не так просто. В результате в большинстве случаев приходится полностью менять всю систему и прокладывать новые трубы. Несколько проще могут обстоять дела, если новая модель — той же марки, что и старая, у них могут совпадать многие параметры. Некоторые производители даже специально предусматривают лёгкую замену своего оборудования на обновлённые версии.
В последние годы на рынке произошло массовое замещение моделей сплит-систем, работающих на хладагенте R22, новыми моделями на хладагенте R41QA. Произошло это в связи с ужесточением требований к экологической безопасности смесей фреонов. Поэтому владельцы кондиционеров, заправленных фреоном R22 (такие модели были весьма популярны на российском рынке благодаря сочетанию невысокой стоимости и хорошей производительности), могут столкнуться с проблемами при замене отслужившего своё прибора. Устанавливать новое оборудование, работающее на фреоне R410A, на трубки от модели с использованием R22 нельзя. Редкие исключения — сплит-системы с хладагентом R410A со специально заложенной в них возможностью установки на трубки от R22 без предшествующей промывки трасс.
Для справки: Большинство современных сплит-систем умеют не только охлаждать воздух, но и обогревать его. Это возможно благодаря функции «теплового насоса»: прибор меняет местами функции теплообменников, в итоге внутренний блок начинает отдавать в воздух тепло, а наружный — холод.
При хороших условиях (не очень низкой температуре за окном) кондиционеры обогревают помещение даже эффективнее, чем, например, электрические приборы отопления. Ведь последние на 1 кВт затраченной электроэнергии не способны произвести больше 1 кВт тепла, в то время как сплит-система с этой задачей справится. Она тратит электроэнергию не на нагрев воздуха, а на перенос тепла из одной среды (уличного воздуха) в другую (воздух в помещении) посредством работы компрессора и вентиляторов.
Но всё же полностью заменить отопительные приборы кондиционеры не смогут — когда межсезонье сменится зимой, теплопроизводительность прибора начнёт понемногу падать. Ведь чем ниже температура уличного воздуха, тем меньше эффективность работы сплит-системы. А при очень сильных морозах приборы и вовсе не смогут работать на обогрев. Поэтому снижение тепловой мощности приборов при понижении температуры уличного воздуха — естественное явление, а не следствие неисправности сплит-системы. Существенная часть кондиционеров, которые поставляются на российский рынок, способны обогревать воздух при морозах около 5—15 °С ниже нуля, хотя некоторые модели специально оборудуют также называемым зимним комплектом — они отличаются большей «морозостойкостью» и работают уже и при 20—30 °С Чтобы конденсатор наружною блока не обмерзал при работе на обогрев в морозы, многие компании предусматривают возможность автоматической разморозки теплообменника.
Возможные проблемы при неправильной эксплуатации
Снижение эффективности (напомним, что мы говорим о режиме обогрева) – не единственная проблема
Для компрессора очень важно, чтобы хладагент в испарителе действительно испарялся и поступал во всасывающий патрубок в газообразном состоянии. Что же мы получим, если будем греться кондиционером в сильный мороз?
Хладагент поступил в испаритель (он, как вы помните, в режиме обогрева находится снаружи), но из-за сильного холода нагреться не смог и остался в жидком виде. В таком агрегатном состоянии он попадает и в компрессор. Тут же возникает гидравлический удар и нагнетатель выходит из строя.
Вернемся к режиму охлаждения. Здесь также имеется скрытая угроза: сбегающий по дренажной трубке конденсат может замерзнуть, в результате чего в магистрали образуется ледяная пробка.
Влаге некуда будет деваться, и она начнет выливаться из внутреннего блока кондиционера. Это само по себе неприятно, но вдобавок обилие влаги в сочетании с пылью создает превосходные условия для размножения патогенных микроорганизмов.
Пользователи начинают ощущать неприятный запах, доносящийся из внутреннего блока. Устранить это явление можно только путем санитарной обработки радиатора и других элементов внутреннего блока. Также необходимо будет восстановить работоспособность дренажной системы.
Еще раз напомним о третьей опасности – чрезмерном загустении смазки. Кстати, смазка может не поступать в компрессор и при обычной температуре. Иногда наружный блок по тем или иным соображениям приходится ставить намного ниже внутреннего, вследствие чего связывающий их фреонопровод имеет значительную протяженность. В таких условиях пары масла оседают на его стенках и стекают вниз, так что в компрессор хладагент поступает уже без смазки.
Чтобы предотвратить такое явление, в фреонопроводе делают маслоловушки. Каждая из них представляет собой простую петлю, в которой стекающее вниз масло накапливается и образует пробку. Нагнетаемый компрессором фреон продавливает эту пробку и помогает ей таким образом преодолеть высотный барьер.
Также могут возникать проблемы, с зимней эксплуатацией не связанные. Например, обледенение радиатора во внутреннем блоке при работе в режиме охлаждения. Эту неприятность пользователь обнаруживает, когда после отключения кондиционера из внутреннего блока начинает литься вода. Причина – засорение фильтров. Они перестали пропускать теплый воздух из помещения, который согревал испаритель, и тот стал обмерзать. Прочистив фильтры, вы избавитесь от проблемы.
Иногда из кондиционера раздается бульканье. Это происходит из-за того, что дренажная трубка в каком-либо месте не имеет уклона или он даже является обратным: здесь скапливается конденсат, а бульканье издает проходящий через него воздух. Заметим, что «бульки» могут раздаваться и в фреонопроводах. Если такое явление наблюдается на этапе запуска – волноваться не о чем.
Но если звуки слышны постоянно, значит, следует предъявлять претензию монтажнику: скорее всего, контур перед заполнением хладагентом не был вакуумирован, и в нем осталась влага.