Мебель в СССР: как были обставлены советские квартиры?

Краткая справка о мебели времён СССР

Говоря о советском периоде производства мебели, стоит разделить его на два отрезка:

  • Первый – это довоенное время, когда эта отрасль промышленности была настолько не развитой, что преимущественно пользовались тем, что было создано ещё в царский период. Единственным, что производилось для нужд граждан, являлись панцирные кровати и незатейливые кухонные гарнитуры, представленная табуретками и простыми шкафами.
  • Вторым периодом является послевоенный. Здесь государство решило, что настало время подумать о нуждах простого населения. В период с 50-х по 70-е началось массовое производство всех видов мебели. Но делалось это настолько некачественно, что внешний вид просто ужасал. Более-менее приличные элементы гарнитура производились в прибалтийских странах. Уже в 50-е, 60-е года здесь можно было приобрести шпонированные корпусные шкафы, покрытую толстым слоем лака. Тогда как Белоруссия, Украина и Россия всё ещё «скалачивали» что-то, лишь отдалённо напоминающее нормальную мебель.

Советская мебель

Развитие этой области промышленности двигалось достаточно медленно. Обусловлено это было тяжёлой экономической ситуацией. Во всяком случае, так всегда говорили, что в послевоенные годы страна была разорена. И государство думало не о том, как комфортно её гражданам, а о том, чтобы обеспечить всех самым необходимым. Хотя, если посмотреть на Германию в послевоенный период, то они достаточно быстро восстановились и стали делать качественные товары для обустройства дома, которая была не только привлекательной, но и функциональной.

Одним из удачных примеров развития европейского производства элементов интерьера явилась фирма IKEA. Кстати, именно с неё и были списаны большинство образцов мебели, производимой в СССР в послевоенный период. Но если европейские производители отличались качеством производимого товара, как с точки зрения технологии производства, так и с точки зрения функциональности и эстетичности, то в СССР всё получалось достаточно убого и криво — особенно в части эргономики и привлекательности внешнего вида.

Итак, стоит рассмотреть подробнее образцы советской мебели. Была ли она такой прочной и надёжной?

Так называемая «стенка» — корпусная мебель, которая занимала большую часть комнаты, особенно в хрущёвках. Изготавливали её из толстого ДСП, поэтому все дверцы были настолько тяжёлыми, что очень быстро перекашивались под собственным весом. Этому способствовала также некачественная фурнитура. Лак очень часто скалывался, после чего в месте скола происходило дальнейшее его разрушение и расслаивание ДСП. Уронив такую дверь на палец ноги, его можно было легко сломать.

Несмотря на то, что идею взяли у шведской Икеи, технологически и в плане дизайна реализация отставала. Поэтому и внешний вид, и качество при эксплуатации были не на высоте.

Складные столы книжки. Это ещё один «шедевр» советского производства. Как правило, ножки настолько быстро разбалтывались, что приходилось их потом фиксировать скобами и болтами. Так как иначе, изделие было невозможно эксплуатировать. Да и в сложенном состоянии они оставались максимально не функциональными.

Кухонные гарнитуры. Некачественное ДСП, малопривлекательный дизайн, даже по тем временам. Всё это делает такую мебель весьма странной. Полноценный гарнитур на кухню иногда было невозможно приобрести в силу того, что шкафчики на место под раковину могли отличаться по внешнему виду от всей остальной конструкции.

Диваны-книжки. Основная задача данного вида мебели заключалась в том, чтобы сэкономить пространство в небольшой комнате. Но спать на нём было неудобно, как одному человеку, так и вдвоём. Происходило это из-за недоработки в конструкции. Так как отдельные части имели небольшой уклон к центру. Поэтому спящие на таком диване всё время скатывались к середине.

Сидеть на таком диване тоже было неудобно, так как его глубина не соответствовала анатомическим особенностям строения человека. Все это происходило из-за того, что при проектировании весьма халатно относились к анатомически-эргономическим характеристикам.

Как видно из всего выше представленного, большинство проблем относилось именно к внешнему виду и удобству эксплуатации. Но само качество материалов, из которых мебель производили, показывало невероятно высокие результаты по части износостойкости.

Главная проблема была не в качестве материала, а в эффективности соединения, объединения и функциональности.

Интерьер 50-60-х годов

Пропаганда традиционных советских ценностей действовала не только в литературе и живописи. Амбиции и имперский размах руководства страны времен 50-х получили отражение в строящихся на главных улицах домах стиля неоклассицизм, с толстыми стенами, высокими потолками, из добротных материалов. Сооружения, подобные московским высоткам, со всеми коммуникациями, просторными комнатами, в том числе, для прислуги, можно встретить во многих городах.

Интерьерные решения квартир зависели от статуса владельцев. На полу – паркет или доска, стены с обоями, на потолке – абажур или люстра с ярусами «висюлек», в зависимости от доходов семьи. В некоторых семьях, помимо патефона, появлялся телевизор, который приходили смотреть все соседи. Чай с сушками пили за самоваром, пока только избранным был доступен телефонный аппарат.

Начало 60-х — эра индивидуального жилья. Крохотные типовые квартиры постепенно наполняются цветом, этникой, в моду входят хиппи и модернизм. Появляются ламповые радиоприемники, радиолы, телевизор становится центром вечернего притяжения.

Одна комната совмещала в себе функции спальни, гостиной и столовой, мебель, соответственно, днем была диваном, ночью кроватью, шкаф или сервант выступал в роли разграничителя пространства. В интерьерах возникли гарнитуры, которые производились из дерева и фанеры, легкость им придавали высокие ножки, за стеклянными фасадами демонстрировались коллекции посуды из стекла и хрусталя. Популярны были раскладывающиеся столы, кухонная гарнитурная мебель. Кресла на деревянных каркасах имели несколько аскетичный вид, но по качеству не уступали зарубежным аналогам.

    

Советские мебельные стенки названия. Вещи века: советские стенки 80-х.

Заветная мечта любой советской семьи – мебельный гарнитур или, в просторечии “Стенка” – в маленьких советских квартирах гарнитур как раз занимал собой целую стену!

Как правило, в гарнитур входили один или два платяных шкафа с отделением для верхней одежды, сервант с зеркальной стенкой для сервизов, которые берегли для гостей; книжный шкаф, в котором выстраивались разноцветные корешки подписных изданий и “Макулатурных” книжек, а также модные фарфоровые статуэтки, фотографии детей и родителей и иконки. Отдельное место занимал бар – спиртные напитки в нём хранили только холостяки – донжуаны, в крепких советских семьях бары часто использовались как ещё одна секция для хранения.

В нижней части стенки часто была удобная полочка, на которой также можно было расставить книги или поставить проигрыватель для пластинок, радиолу, позднее магнитофон. Полочку в верхней части использовали под колонки. Позднее появились стенки с пространством для типового советского телевизора.

Стенка была не только украшением советской квартиры и, своего рода, витриной для демонстрации семейных ценностей, но и прекрасным вместилищем всего и вся! Маленькие советские квартиры, особенно “Брежневки” и “хрущёвки” захламлялись крайне быстро, и даже балконы и стенные шкафы не спасали положение. Стенка же вмещала удивительно много одежды, книг и посуды! Впрочем, и она не была панацеей – очень часто пространство между стенкой и потолком забивалось книгами, рулонами обоев, а то и лыжами, санками и колёсами от автомобиля!

Первые стенки были импортными – они пришли в нашу страну в конце 50-х из более передового “Соцлагеря”, который хотел и умел жить красиво даже при социализме. Особенно ценились стенки производства гдр (например, “Ратенов”), но бывали польские, чехословацкие, югославские. Их изготавливали из дерева или фанеры и покрывали тёмным лаком. Позднее, когда массовое производство стенок было освоено и в Ссср ( “Вече”, “гранит”, “охтинская”, “фриз”), их стали делать из дсп (древесно-стружечного полотна), оклеенного панелями под дерево. При интенсивном использовании у таких стенок часто вылетали шурупы и крепления и перекашивались дверцы. Чтобы хлипкие дсп – шные полки не сильно прогибались под тяжестью посуды и книг, стенка укомплектовывалась специальными “Распорками”, которые вставлялись между полок. Впрочем, ими мало кто пользовался – они только мешали заполнить пространство до отказа!

В 90-е идея стенки начал себя изживать – подраставшие дети расставляли на полках своих монстров и трансформеров, а на стекла серванта и книжного шкафа наклеивали вкладыши от жвачек. Надоевшие стенки стали мигрировать на дачи, уступая место минимализму евро – стандарта.

В настоящий момент наблюдается вторая волна наступления стенок – в особенности, из Польши и Беларуси (дизайн которых практически не изменился с советских времён), а также более современных из Италии и Швеции. Так или иначе, стенка навсегда останется неотъемлемым атрибутом советского интерьера! Veshi_Veka@ussr80x.

Ковер

Первые десятилетия после Октябрьской революции

Руководство страны с первых дней начала реквизировать квартиры у буржуев и заселять их народом из трущоб. Но жилья на всех не хватало и происходило уплотнение. В те времена еще не было никаких норм, рассчитанных на одного человека. Партия решила переселить всех нуждающихся из землянок и хибар, а ее приказы безоговорочно выполнялись.


Интерьер коммуналки 20-30 года прошлого векаИсточник Яндекс.Коллекции

Поскольку власть сразу упразднила гостиные, столовые и кабинеты, то для народа оставалась только спальня. Порой в ней располагалась семья до десятка человек и стиль оформления был только один – с миру по нитке. В комнате могли спокойно соседствовать простая железная кровать, деревянный сундук из села и ажурное кресло в стиле ампир, которое осталось в помещении после буржуев. А дубовый паркетный пол застилался грубой дорожкой.

Начало массового производства

В шестидесятых началось массовое производство типовой советской мебели, необходимость в которой возникла, когда началось расселение «коммуналок» и переезд семей в «хрущевки». В 1992 был создан даже специальный Институт мебели (ВПКТИМ), который должен был проектировать типовую мебель, но на деле просто копировал наработки «загнивающего Запада» (даже той самой шведской IKEA, которая производила собираемую мебель, транспортируемую в упаковках, уже в 1950-х годах).

Словом, советские проектировщики начали создавать «квадратную» мебель по примеру развитых стран, которая была многофункциональной и вписывалась в маленькие квартиры. К примеру, в шкафу — в разных его отделениях – могли хранить и документы, и посуду, и белье. Если квартира была большой, для этих целей приобретались отдельные шкафы, комоды.

Вот как должна была выглядеть идеальная квартира шестидесятых (по эскизам конструкторов).

Идеальная квартира шестидесятых годов

Но реальность больше напоминала что-то такое. Мебельные поверхности, которые покрыты блестящим твердым лаком, были тогда особым шиком. В шестидесятых-семидесятых подобные серванты, после окрашенных кисточками комодов, выглядели дорого и красиво – их ставили в лучшем месте комнаты, а внутри хранили хрусталь и дорогие сервизы, которыми очень редко пользовались (либо не пользовались вообще).

Так квартиры выглядели в реальности

Примерно тогда же в квартирах стали появляться полированные «стенки». Качественными считались те «стенки», которые делали в соцлагере, но в ПНР, ГДР или Румынии, а не на территории СССР. Устанавливали «стенки» в самой большой комнате, они были многофункциональными – использовались для хранения одежды, книг, сервизов и прочего. Застекленные полки украшались красивыми картинками или фотографиями.

Огромной популярностью пользовались «стенки»

Мягкая мебель тех времен выглядела, откровенно говоря, страшновато. Было видно, что советские дизайнеры старались скопировать образцы мебели из западных каталогов, но при этом в глаза эту мебель не видели. Плюс ко всему, накладывалась местная производственная специфика (дефицит материалов и т. д.). Словом, как-то так.

Советская мягкая мебель

Также в советских квартирах очень часто встречались ковры – люди вешали их на стену преимущественно для звукоизоляции (но это уже другая история).

Ковры были к важдой советской квартире

50-е и 60-е года

Советские мебельные стенки в современном интерьере, как обыграть. Использование советского ковра в современном интерьере

Ковры, приобретенные в советские времена, отличаются высоким качеством. Они изготовлены из шерсти, поэтому готовы дарить тепло и уют. Как правило, такой элемент редко находился на полу.

В давние времена к ковру относились очень бережно, он висел на стене. В настоящий момент вы сможете использовать данный шедевр в следующих интерпретациях:

Оформление спальной комнаты. Он может быть размещен под кроватью, немного выступая за ее пределы. Получится роскошный подиум, сооруженный в восточном стиле.

Оформление гостиной. Прекрасным решением станут нарезанные элементы ковра, которые выполняются в виде накидок на кресла и диван. Если вы также нарежете квадраты, которые можно положить на пол, то сможете наслаждаться теплом и уютом.

Замечательно использовать натуральные ковры для оформления детской комнаты. Нужно нарезать старый ковер на определенные куски, которые можно положить около кровати ребенка, в игровом уголке. Ваш малыш сможет наслаждать теплом, а натуральная шерсть полезна для здоровья.

Прекрасные решения подарят элементы декора, выполненные из остатков ковра. Вы сможете изготовить накидки на стулья и табуретки. Достаточно использовать отдельные квадраты, которые станут прекрасным украшением кухонной мебели.

Целый ковер смотрится очень пестро, но, если его разрезать на квадраты, то вы получите стильное решение, которое смотрится очень модно и гармонично. Вы сможете создать индивидуальный стиль, подчеркивающий ваш вкус и изысканность.

Цветовая гамма

Отличительной особенностью советского дизайна было то, что он обслуживал в основном промышленную, общественную сферу. Стоит вспомнить метрополитен, обстановку домов культуры или правительственных зданий. Типовые квартиры рядовых граждан отличались заурядной побелкой с бледной цветовой палитрой.

Зачастую «панели» (часть стены примерно до уровня плеча) окрашивались в гнетущий зеленый или синий цвет. Пол традиционно был коричневым, с оттенками красного или рыжего, потолок белый, межкомнатные двери, радиаторы отопления и оконные рамы изнутри покрывались белой масляной краской.

Желающие сделать свое жилье более уютным, индивидуальным ухищрялись «доставать» современные яркие ткани для оформления оконных проемов, самостоятельного шитья скатертей, чехлов на диванные подушки. За неимением качественных обоев осуществляли «веселенькую» побелку с помощью трафаретов и подручных красителей. Соседи могли подсказать, как покрасить потолок или стены с помощью пылесоса «водоэмульсионкой», которую оттеняли синькой или зеленкой. Получалась очень практичная красота.

Советская мебель в 80-е и до распада СССР

К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону. Так, для оформления гостиной стали предлагать только однотипные «горки». Но и те не особо радовали своим мрачным темным цветом, обильно полированной поверхностью, которую приходилось постоянно протирать, либо откалывающимися кусками фанерного покрытия.

Что касается качества, то оно также начало постепенно ухудшаться. Ножки и углы мебели стали быстрее портиться из-за применения низкокачественной фанеры, металлическая и пластиковая фурнитура быстро расшатывалась и в целом дизайн мебели оставлял желать лучшего.

Именно от такой мебели сегодня все стремительно пытаются избавиться. Но что же касается более «древних» изделий из 50−60-х, то мы советуем вам хорошенько подумать, прежде чем выбрасывать советский книжный шкаф (полку, стол или пр.) тех лет на улицу. Возможно, им требуется небольшой ремонт, но он еще может стать достойным элементом вашего интерьера — ведь простые формы и минимализм снова вступают в моду! О методах реставрации советской мебели мы расскажем вам в одной и ближайших статей на Dekorin. Оставайтесь с нами!

UPD: Реставрация советской мебели своими руками

Интерьер 70-х и 80-х годов

Советская квартира Валентины Семеновой

Валентина — пенсионерка: :Мой муж был экономистом-нефтяником, много ездил за границу – в Индию, Болгарию, Вьетнам, Алжир, поэтому мы жили не бедно и после алжирской командировки смогли вступить в кооператив и купить в рассрочку за семь тысяч рублей трехкомнатную квартиру. Мы с сыном и мужем въехали сразу, как дом построили: в 1970 году.»

«Помню, что старались до мая обязательно успеть, чтобы не «маяться» потом. Практически всю мебель и вещи мы привезли со старой квартиры: это был тоже кооператив, но двухкомнатный, который мы купили в 1963 году и сразу полностью обставили.»

«На новом месте решили ничего не менять, хотя в 70-м в моде уже были стенки. Нам нравился наш румынский гарнитур «Жилая комната» – сервант, шкаф, диван, кресла, журнальный столик. Кухонный гарнитур тоже старый. Докупили только спальню, поскольку спальни в прошлой квартире у нас как раз не было.»

«Когда сын вырос, мы сделали из его комнаты столовую, потому что для меня очень важно принимать гостей не в тесноте и сутолоке. Обычно их много бывает

На свои дни рождения я накрываю стол по четыре раза: сначала отмечаем с детьми, потом с коллегами и учениками – я работала в школе учителем русского и литературы, – затем с друзьями юности, с которыми мы с 1943 года вместе, и, наконец, с соседями.»

«Вещи, которые есть в этой квартире, могли бы сами рассказать многое про нашу семью: картины на стенах – подарки учеников, восточные маски, статуэтки и панно – из командировок мужа, гжель я сама собираю, иконы – в традиции моих родителей. Книг, правда, немного – я уже давно потеряла зрение, и мы перестали их покупать. А так у нас много хороших подписных изданий и редких книг с автографами. Даже сейчас, когда муж уже десять лет как умер, а я стала плохо видеть и ходить, не остаюсь одна – внуки и друзья постоянно звонят и приходят.»

Советские мебельные петли регулировка. Мебельные петли старого советского образца

Петли старого образца можно увидеть в гарнитурах произведенных 20-30 лет назад. Эти конструкции надежные, простые в применении, износостойкие, в отличие от современных сложных моделей. Но все имеет свой срок службы, поэтому рано или поздно, створки начинают провисать, а шарнирные элементы плохо функционировать. Можно ли отрегулировать или заменить этот вид петель, рассмотрим подробно.

Что такое мебельные петли старого образца?

Это механизм, состоящий из корпуса и двух рычагов, каждый из которых прочно скреплен с корпусом шарнира одной стороной, а другой держит чашку петли, устанавливаемую в специальное круглое углубление на внутренней стороне створки.

У механизма есть два основных положения фиксации: перпендикулярное и параллельное расположение чашки, относительно корпуса. Основное отличие мебельных петель старого образца в том, что их конструкция приводит протекция только в 2 крайних положения из переходных.

Изначально шарнир имел 2 спиральные пружины, которые обеспечивали плотное примыкание створки к корпусу. Немного позже эта модель была усовершенствована – пружины стали компактными, плоского сечения.

Конструкционные особенности этих механизмов позволяет проводить регулировку дверных створок. Петля – «лягушка» имеет в своем составе три основных элемента:

  • Чашка – округлая часто петли, располагающаяся в заранее высверленном углублении с внутренней стороны дверки, которое обустраивается специальным сверлом Форснера. Обычный диаметр отверстия равен стандартному размеру элемента – 35 мм;
  • Плечо – рычаг, соединяющий ответную планку и чашку;
  • ответная (монтажная) планка – имеет в своем составе регулирующие винты, и крепиться к внутренней стороне стенки шкафа, на которую предполагается навесить створку.

Когда и где они применялись?

В первой половине двадцатого столетия, когда началось массовое производство мебели из стружечных плит, на которые невозможно было установить карточные петли, итальянский конструктор Артуро Саличе изобрел четырехшарнирные петли. Его именем названа компания, производящая данную фурнитуру – она работает до сегодняшнего дня.

Петли штампуются из прочного листового металлопроката. Гальваническое напыление гарантирует не только надежную защиту от коррозии, но и эстетичный внешний вид.

Первое применение эти конструкции нашли в шкафах и шифоньерах, которые стали выпускать из инновационных в те времена стружечных материалов. Из-за своей мягкости они просто не выдерживали карточные петли.

Как их регулировать?

Что нужно сделать для регулировки петель старого образца?

Первым делом нужно убедиться, что посадка створок осуществлена правильно, отклонения исправляются при помощи отвертки:

  1. Винт, который находится ближе всего к створке, на плече шарнира будет перемещать створку влево/вправо.
  2. Дальний, прижимает или отпускает дверку относительно корпуса шкафа.
  3. Винт, находящийся на крестовине ответной планки внизу, регулирует фасад по вертикали.

Чтобы быстро найти правильное положение створки, винты следует прокручивать равномерно, малой амплитудой – это поможет оптимально распределить нагрузку.

Петли старого образца можно попробовать купить в любом хозяйственном магазине или заказать на интернет ресурсе. Часто их выставляют на Авито.

Несмотря на то, что появилось очень много усовершенствованных моделей, они по-прежнему являются востребованными, благодаря своей надежности, простоте применения и недорогой стоимости.

“СОВЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ ОТРАЖАЕТ БОРЬБУ С УКРАШАТЕЛЬСТВОМ И СТИЛИЗАЦИЕЙ, КОТОРЫЕ ТОРМОЗЯТ МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО”.







:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::






Проектированием мебели

занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х – начала 1970-х годов Ю. В. Случевский и К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова, Э. Вельбри и другие. Мебель этого времени опирается на поиски конструктивизма 20-30-х и отражает борьбу с украшательством и стилизацией, которые тормозят массовое производство.

Унифицированные элементы и детали, лакированные ДВП, ДСП и пластмасса вместо дерева – такова цена прогресса в мебельной промышленности. В окружении его абсолютно безвкусных плодов жили поколения советских людей, даже не подозревающие о том, что в мире есть вещи, созданные с любовью по законам красоты, функциональности и комфорта.

Сегодня многие помнят

советскую мебель

и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней, но не у каждого рука поднимется снести их на свалку.

Может, потому, что они уже перестали быть просто неудачным плодом конструкторского гения прошлого века, а перешли в разряд неких нематериальных ностальгических ценностей? Несмотря на тяжесть ДСП, из которых собраны.

Поэтому мебель из светлого прошлого продолжает жить на дачах и в квартирах, претерпев некоторый апгрейд от рук любящих хозяев.



КОММЕНТАРИЙ

Вопросы об уникальном явлении под названием

«советская мебель»

мы задали человеку, который не понаслышке знает о принципах проектировании того времени. После окончания Свердловского архитектурного института Леонид Салмин работал дизайнером в Уральском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ).

Леонид Салмин,


дизайнер, культуролог, кандидат искусствоведения:

– Уральский филиал ВНИИТЭ мебелью не занимался вовсе, так как в силу своего географического положения был ориентирован исключительно на дизайн продуктов тяжелой индустрии. А мебельная специализация была отдана ряду ХКБ и нескольким южным филиалам ВНИИТЭ.

Насколько мне известно, при совке мебельные фабрики, в том числе и наш «Авангард», пользовались разработками столичных проектных институтов. В основном это были заведения, подведомственные всяким министерствам и ведомствам типа Минлесдревпрома.

Про дизайн

там отдаленно слышали, но какой мог быть дизайн в условиях тотальной унификации? Мебель, как почти все, что наполняло жилую среду, делалась «одна на всех». В советской мебельной эстетике переломное время – начало семидесятых. Тогда началась эпоха щитовой мебели, и исчезло типологическое разнообразие, державшееся худо-бедно даже в стерильные 60-е. Все типы мебели заменила «СТЕНКА».

Собственно, это ключевой образ совка… В нашей стране так долго людей ставили к Стенке, что она получила право войти в каждый дом. Правда, уже на правах мебели

Но это не важно, суть ее мало изменилась. Стенка – ярчайший символ советского экзистенциального тупика.

Сам я во ВНИИТЭ мебель точно не проектировал. После института я попал в промышленный отдел, который пытался разрабатывать дизайн индустриальных объектов: средств транспорта, станков, промышленных приборов. Мне как молодому специалисту тогда поручили разработку бытового термометра.

Это такая фигулька, которая имеет биметаллическую пружинку, и за счет разницы в коэффициенте линейного расширения двух разных металлов пружинка при изменениях температуры сворачивается и разворачивается, показывая цифровое значение. Погрешность у такого термометра такова, что пользоваться им бесполезно.

Но я, в паре с еще одним дизайнером и с приставленными к нам двумя конструкторами, проектировал эту штуку примерно полгода. Таковы были нормы труда. Сегодня я потратил бы на всю эту работу пару вечеров. Думаю, что примерно так же проектировалась и мебель. После этого опыта

реального дизайна

я активно устремился в аспирантуру, стал заниматься теорией и вскоре отъехал из УФ в Москву.

Советская мебель 90-х

Ничего хорошего о мебели этого периода сказать у меня не получится. Она «радовала» покупателей однотипностью, отсутствием хоть какой-то концепции дизайна, мрачной цветовой гаммой.

На такой темной мебели была видна каждая пылинка.

Качество было очень низким. Лакированное покрытие откалывалось, фурнитура и ножки ломались.

Фанера и ДСП отламывались от подобных диванов буквально кусками.

Минималистичные предметы интерьера были по-прежнему в тренде.

Диван очень ненадежный, даже на вид.

А вот такой интерьер в 90-е встретить можно было нечасто.

Тотальный советский дефицит касался буквально всего. Мебель тоже не была исключением. А поскольку выбора не было – приходилось покупать то, что есть в магазинах.

Поэтому в зависимости от «исторического периода» интерьеры выглядели очень по-разному. Но в одну «эпоху» у граждан с примерно равными доходами – практически не отличались.

А у вас еще осталась мебель, сделанная в СССР? Что можете сказать о внешнем виде и качестве?

Советский интерьер 50-60-х

Стиль 50-60-х годов в дизайне интерьера советских квартир разительно отличается от обстановки предыдущих десятилетий: население пришло в себя после военных разрушений и их последствий. Современные дизайнеры классифицируют этот период как «многогранное ретро», которое разительно отличается от советского минимализма. Типичными для обстановки жилья этого периода являются следующие элементы и решения.

  • Большое количество света – на смену массивным, громоздким и устрашающе темным портьерам пришли легкие, полупрозрачные шторы. Искусственное освещение вышло за рамки «только лампа под потолком», классические каскадные люстры стали дополняться настенными бра, торшерами, настольными лампами.
  • Яркость цветов – насыщенно-зеленые мягкие уголки, лимонно-желтые занавески и другой оригинальный декор необычных оттенков превращали советское жилье в мини-студию дизайна.
  • Мультифункциональная мебель (диван-кушетка, кресло-кровать, раскладной стол) дополняла интерьеры того времени по причине дефицита жилой площади.

Единственное, что не выражало советский интерьер 50-60-х годов на фоне современного, – банальные обои в полоску или цветочек. Обивка мебели, кроме яркого цвета, ничем не выражалась на общем фоне. Разнообразить и украсить интерьер помогал текстиль. Модными в то время было однотонные полотна и ткани с орнаментом. Даже сегодня в квартирах людей, чья молодость прошла в 60-ые годы прошлого века можно встретить покрывала с такими орнаментами: растительные мотивы, геометрические узоры, простые украшения полотна в виде шахматной доски, елочек, квадратов.

В те времена дизайн был скучным и однотонным

У некоторых людей квартиры до сих пор так и не обновлялись

Советская квартира Ксении Апель

Низкие кресла, овальные журнальные столики, торшеры, шкафы на расставленных конических ножках. Вы скажете «убожество», «совок», «хлам». Нет, это было в моде!

Порой мы вычищаем квартиру до бетонного скелета и делаем в ней евроремонт: модерн, дизайн. А как же история? Родители? Память? В Ксении Апель эти чувства еще живут.

Ксения Апель работает преподавателем истории искусств: «Мы въехали в 1972 году. К тому времени это была уже выделенная из коммуналки отдельная четырехкомнатная квартира. Кухня до сих пор отделена от соседей картонной перегородкой. Квартира досталась моему деду за достижения в сфере атомной энергетики, и он был единственным хозяином-мужчиной в этом доме. Как-то с самого начала получилось, что это именно дом, а не квартира. Здесь всегда жило не меньше трех поколений, всегда были животные и много гостей. И все женщины семьи приводили в дом своих мужей. Как говорит бабушка, «были бы девчонки, а мальчишки напрыгают».

«Сейчас здесь живем я с мужем и дочерью, моя мама, ее муж, бабушка и собака. Соответственно, в доме три хозяйки, и технически очень сложно срежиссировать какие-то действия по ремонту или уборке. Здесь никогда ничего не выкидывается. Вспомнила я, допустим, посреди ночи, что нужно погладить на завтра хирургический халат мужу-врачу, – что же мне, беспокоить кого-то в поисках утюга или гладильной доски? Нет, у нас четыре утюга, две доски, несколько раскладушек, два холодильника… Все может пригодиться.»

«Чтобы было в чем кормить многочисленных гостей, бабушка когда-то занялась коллекционированием фарфора-фаянса, в котором в Советском Союзе никогда не было недостатка. И эти фарфоровые впечатления, по-видимому, повлияли на выбор моей профессии: я занимаюсь историей фарфора как искусствовед. Каждый, кто подолгу бывает в этом доме, вносит вклад в его устройство: мой муж отвечает за музыкальное сопровождение жизни, прошлый мамин муж сочинял феерические хитросплетения электропроводов, нынешний и она сама, химики, испытывают на доступных поверхностях дома, а также на наше собаке новые лакокрасочные покрытия. Единственное, что удалось обновить в квартире – это сделать ремонт в комнате, которая отошла теперь к дочери. Хотя в основном ее детство такое же, как было мое: мы с друзьями катались по коридору на велосипедах, воображая, что мы троллейбусы, строили домики под столами и играли в прятки, так, что никто никого не находил часами. И еще было ощущение бесконечного чая, гула и шума. Был период, когда в квартире постоянно жило девять человек, не говоря о гостях, которые могли свалиться в любой момент. Дочь много получает от этого сосуществования разных норм жизни, устройства мыслей.»

Ковры в интерьере советских квартир

Сделать жизнь семьи более автономной помогали ковры. Вначале они были рисованными, со стен смотрели плюшевые олени и коты. В более богатые брежневские времена узорчатые шерстяные ковры вешали на стены, укрывали ими пол даже под мебелью. Этот предмет был показателем достатка, слыл хорошим подарком молодоженам, передавался по наследству.

Особым спросом пользовались изделия из Туркмении, Азербайджана, Армении красновато-коричневой гаммы. Хотя, при покупке никто особо не вредничал, покупали то, что «выбросили» на данный момент. По выходным дворы оглашались характерными звуками: хозяева избавлялись от пыли с помощью выбивалок. Зимой ждали снегопада, чтобы произвести кардинальную чистку. Обратную сторону висящих на стене ковров натирали душистым мылом от моли, которая ценила натуральность, но была врагом долговечности.

Заключение

Советское пространство было довольно закрытым, что сказалось на эстетике всех культурных направлений. Но общемировые идеи все равно проникали к художникам, в тандеме с их талантами получали новое развитие. СССР производил неплохую мебель, посуду, керамику. Многие модели можно признать произведениями искусства, их эргономика была весьма продуманной.

Современные интерьеры с неожиданными антикварными деталями работают в духе ретрофутуризма, нацелены в будущее, но одновременно являются милыми цитатами прошлого. В них легко дышится, уютно жить благодаря сочетанию новых веяний и элементов старого.

    

Подобный стиль выделяет любое помещение из повседневности, наполняет специфическим духом страны, конкретной семьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий