Промывка системы отопления: выясняем причины, 5 популярных средств для промывки

Промывка отопления своими руками

Какими способами можно удалить отложения внутри труб и радиаторов отопления

Причины и последствия загрязнения системы охлаждения

Но все же использование антифриза проблему с загрязнением решило не полностью, а лишь уменьшило ее. Да, в ее составе отсутствуют примеси, которые могут отложиться в виде накипи. Но зато в нем имеются присадки, которые после выработки ресурса выпадают в осадок, поэтому и рекомендуется проводить периодическую замену охлаждающей жидкости.

К тому же нередко бывает, что в качестве доливки используется антифриз другой марки. Из-за этого возможен конфликт присадок двух жидкостей, что тоже становится результатом появления осадка.

Бывает и так, что под рукой антифриза не оказалось, и в систему долили обычную воду. А это гарантия образования накипи.

Да и сама жидкость в любом случае будет вступать в реакцию с окружающей средой, несмотря на препятствующие этому присадки. А это обеспечит образование соединений, которые обычно становятся осадком. Не стоит  забывать о том, что в антифриз через неплотности могут попасть другие технические жидкости, к примеру, масло.

Все это приводит к тому, что в каналах образуется значительное количество всевозможной грязи, которая оседает на стенках этих каналов, а если их сечение малое, то и вовсе возможна закупорка.

В результате тепловой режим работы двигателя нарушается, поскольку имеющиеся слои отложения препятствуют теплообмену. Из-за этого узлы и механизмы работают в условиях повышенной температурной напряженности, что сказывается на их ресурсе.

В дополнение охлаждающая жидкость не способна быстро отвести тепло, ведь пропускная способность каналов из-за грязи падает. А поскольку производительность насоса остается прежней, то в системе повышается давление, и в некоторых случаях оно может возрасти настолько, что сорвет патрубок системы.

Видео: Как ДЕШЕВО промыть систему охлаждения (на примере ВАЗ 2101)

https://youtube.com/watch?v=zf7p8ubmKxw

Проблема с закупоркой каналов тоже не радует. Трубки малого сечения имеются только в двух элементах системы – радиаторах (основном и системы обогрева салона). При этом пропускная способность их снижается, что приводит к падению эффективности их работы. Из-за закупорки части каналов основного радиатора общий температурный режим двигателя повышается, и вероятность перегрева мотора увеличивается.

Если забивается радиатор системы обогрева салона, то печь плохо греет, а поездки зимой без печки – то еще удовольствие.

В общем, проблема с загрязнением системы охлаждения остается актуальной для автовладельцев и бороться с нею приходится им же.

Промывка отопления своими руками механическим способом

Для самостоятельной промывки радиаторов наиболее применима технология механической очистки. В этом случае не придется использовать какое-либо специальное оборудование или специфические химпрепараты.

Перед тем, как промыть теплообменник газового котла своими руками, следует подготовить необходимые материалы:

  • ветошь или старая плотная одежда. С их помощью удастся уберечь ванну от повреждений в процессе промывки в ней радиаторов;
  • фум-лента или сантехнический лен с тюбиком уплотняющей пасты;
  • патрубок, позволяющий подсоединять шланг к резьбовым соединениям.

Из оборудования понадобится следующее:

  • два шланга;
  • набор ключей;
  • корщетка;
  • ерш из стальной проволоки;
  • ведра, таз и тряпки.

Собственно очистка теплообменника и магистралей состоит из нескольких этапов.

  • К сливному патрубку отопительной системы подключают шланг соответствующего диаметра. Другой конец шланга выводят в канализацию.
  • К наивысшей точке системы подключают второй шланг. Как правило, такой точкой является или отвод к расширительному баку, или группа безопасности. Бак или группа безопасности отвинчиваются и на их место прикручивается патрубок, на который надевается шланг. Второй конец шланга подключается к водопроводу.
  • Когда все будет готово, подают воду в систему. Этим самым удается избавиться от накипи и загрязнений, отложившихся в магистралях системы.
  • Приступают сливу теплоносителя. Для этого снимают шланг, через который подавалась водопроводная вода. Место соединения с системой при этом не перекрывают. Под действием гравитации вода начинает сливаться через сливной патрубок в нижней точке магистрали.

Для полного слива теплоносителя необходимо следить, чтобы выпускной конец шланга находился ниже уровня магистралей отопительной системы. В частном доме обеспечить такую конфигурацию будет возможно, если сливать воду в ведра, установленные в подполе.

С обезвоженной системы снимают радиаторы

При этом необходимо соблюдать осторожность. Вполне вероятно, что резьбовые соединения на них закоксовались и придется придется прилагать некоторые усилия, стараясь не повредить резьбу.
Снятые радиаторы переносят в ванну, предварительно застеленную ветошью или плотной тканью

Здесь из промывают проточной водой, обрабатывают корщеткой и ершом из стальной проволоки. После промывки радиатора еще раз тщательно осматривается на предмет оставшихся загрязнений.
Радиаторы устанавливаются на место.

  • Через сливной патрубок производят заполнение магистралей свежей водой. При этом следят за образованием воздушных пробок в труба и радиаторах. Избавиться от воздушных пузырей можно путем приоткрытия кранов Маевского на радиаторах. Как только перестанет шипеть воздух и из крана начинает сочиться вода, их закрывает. По мере заполнения магистралей данную процедуру желательно повторить несколько раз.
  • После того, как собственно промывка теплообменника газового котла своими руками завершена, запускают систему отопления в работу.
  • С началом циркуляции теплоносителя возможно повторное образование воздушных пробок в радиаторах. Для их ликвидации повторно манипулируют с кранами Маевского. Часть воздуха будет удаляться самостоятельно через воздухоотводчик.
  • По мере освобождения трубопроводов и радиаторов от воздуха, давление теплоносителя будет падать. Для его выравнивания необходимо произвести дополнительную подкачку воды из водопровода. Кроме того, следует проконтролировать давление в расширительном баке.

Виды средств и жидкостей для промывки систем отопления

Признаки необходимости в промывке

Простейший вариант удаления накипи механической чисткой

Если решено применить именно этот метод, то следует быть готовым к частичному или полному разбору  системы отопления. Расширитель, водяной насос и арматуру в любом случае придётся демонтировать, эти детали необходимо промывать отдельно. Но гораздо лучшего результата можно добиться, если полностью снять и все радиаторы. Времени на работу уйдёт больше, но сама промывка будет выполнена качественнее, а проводить её станет проще.

В городе этим должна заниматься управляющая компания ФОТО: городскаяук.рф

Поэтапное описание предпринимаемых шагов

Сначала потребуется перекрыть оба вентиля (подача и обратка системы). Но это лишь в случае, когда система централизована. Если же контур замкнут, то нужно просто отключить питание насоса и полностью слить теплоноситель из системы. После полного удаления антифриза или воды, можно приступить к разбору системы отопления.

Для начала нужно полностью слить воду из системы отопления ФОТО: novator-volga.ru

Радиаторы удобнее всего вынести на улицу и промыть там. Механическая прочистка производится старым «дедовским» способом – при помощи троса, который загоняется внутрь радиатора или тех же магистралей, подобно удалению канализационного засора. После того, как вся накипь содрана, нужно промыть трубы, радиаторы, насос и расширитель проточной водой, а после собрать систему в обратной последовательности.

По возможности, радиаторы лучше демонтировать для улучшения качества итогового результата ФОТО: svfan.ru

Чтобы чистка магистралей оказалась эффективной, трос лучше загонять против движения воды по трубам.

Промытые радиаторы можно установить на место и залить теплоноситель ФОТО: pirs-fm.ru

Однако такой простейший способ не всегда возможно применить. При большом количестве изломов магистралей и солидной длине трубопровода этот метод не подойдёт.

Когда система должна быть очищена

Специальные жидкости для промывки системы охлаждения

Те, кто не собирается испытывать в качестве очистителя напитки, средства от накипи, а также народные средства и не доверяет им, они выбирают продукции автохимии.

Производители автохимии постоянно разрабатывают новинки, благодаря чему ассортимент выбора велик.

Классификация жидкостей химическому составу:
  1. Нейтральные. Нейтральными называют такие, у которых показатель pH=7. Можно приобрести ph-метр и проверять какую воду мы пьем (полезно пить щелочную воду), и тд. Нейтральные жидкости не имеют различных щелочных и кислотных примесей. Такие жидкости сами по себе не могут хорошо прочистить каналы охлаждающей системы.
  2. Кислотные. Такие жидкости имеют показатель pH<7. Хорошо применяются для очищения органических веществ.
  3. Щелочные. У щелочных показатель pH>7. Эффективно растворяют органические загрязнения.
  4. Двухкомпонентные. В таких жидкостях присутствуют и кислотные, и щелочные элементы. Эффективно растворяют и удаляют накипь, ржавчину, различных отложений результата распада антифриза или тосола.

Желательно использовать только одну жидкость по химическому составу. Не так, сначала щелочной, потом кислотной или, наоборот.

  1. Lavr Radiator Flush Classic (Лавр Радиатор Флуш Классик) — это химическое средство от российских производителей. Эффективно применяется для полной очистки системы охлаждения ДВС. Стоимость пол литровой емкости Лавра около 300 рублей.

Как использовать ЛАВР:

  1. Слить охлаждающую жидкость.
  2. Залить двухкомпонентный ЛАВР. Объем 430 мл достаточно.
  3. Заливаем в систему воду после Лавра.
  4. Запускаем двигатель и даем поработать на холостом ходу 30 минут.
  5. Заглушить и слить жидкость.
  6. Залить для промывки дистиллированную воду.
  7. Запустить мотор и дать поработать 15 минут на холостом ходу.
  8. Слить эту жидкость и залить новый антифриз или тосол.

После такой очистки из системы удалятся отложения накипи, ржавчины и грязи. Помпа и антифриз прослужат дольше.

2. LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger (Ликуи Моли Кахлер-Рейниджер) — средство от немецкого производителя химии для автомобилей. Стоимость в районе 500 рублей за 300 мл баллончика. В составе нет агрессивных веществ.Если надо промыть каналы радиатора и системы в целом от ржавчины и масляных налетов, то Liqui отлично для этого подойдет. Не разрушает резиновые и пластмассовые изделия.

Чтобы приготовить промывочную жидкость для охлаждающей системы авто, достаточно одного баллона 300 мл.

Порядок использования LIQUI MOLY:
  1. Слить часть старой жидкости из системы.
  2. Налить все содержимое баллончика прямо в радиатор.
  3. Завести мотор и дать поработать минут 30 на холостом или, также можно покататься.
  4. Слить жидкость. Обычно выливается грязная коричневая жидкость.
  5. Промыть дистиллированной или кипяченой водой.
  6. Залить новый антифриз или тосол.

3. Hi-Gear Radiator Flush-7 minute — средство от американских производителей. Цена сосуда объемом 325 мл около 6 долларов. Применяется в разных странах для очистки системы охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Заявленное производителем рабочее время составляет 7 минут. Также есть 5-ти минутного действия.После использования Хай Гир Радиатор Флюш 7 повышается эффективность радиатора в 1,5 раза, восстанавливается циркуляция жидкости в системе, не разъедает сальник помпы и других резино-пластмассовых изделий.

Описание процесса

Промывка отопительной системы в частном доме

В  домах частного типа очистка радиаторов отопления – это более острая проблема. Это объясняется тем, что вода в отопительной системе частного дома поступает не из труб, а из колодцев или водоемов. Вода, которая поступает из труб, в жилых домах подвергается очистке, а колодезная – нет. В частных домах радиаторы загрязняются несколько быстрее, так как в них может скапливаться ил или другие мелкие частицы, поэтому чистка батарей отопления потребуется чаще. Если вы живете в частном доме, то лучше промыть всю отопительную систему, а не только радиаторы.

Чугунные трубы можно промывать в теплое время года, главное – не зимой. Перед тем, как отмыть батарею отопления и всю отопительную систему, необходимо выпустить воздух из батареи, поэтому потребуется открутить все вентили. Если вы сомневаетесь в своих способностях, то лучше вызвать специалиста, который не только произведет спуск воздуха из радиатора отопления, но и полностью осуществит такую операцию, как прочистка батарей отопления. Если совершить даже не слишком значительную ошибку, можно повредить оборудование или устроить потоп.

Из отопительного котла не нужно выпускать воду. Линию для паропровода вовремя того, как прочистить батарею отопления, необходимо полностью закрыть.Если все необходимые вентили перекрыты, а продувка батарей отопления выполнена, тогда можно пустить по системе отопления воду. Подавать воду необходимо до того момента, пока не начнет литься чистая вода из труб.

Чтобы осуществить такую операцию, как промыть радиатор отопления, более эффективно, можно добавить в воду некоторые химические средства. К таким относятся уксус, сода, молочная сыворотка и другие. Для промывки подойдет такое средство, как «Крот», или средство для очистки радиаторов автомобилей.

Если для того, как почистить батареи отопления, используются различные химические средства, то потребуется после их применения хорошо промыть систему водой. Лучше всего промыть систему горячей водой, а для этого потребуется включить котел. Такая процедура, как чистка радиаторов отопления, должна осуществляться хотя бы 2 раза в год.

Диагностика системы отопления

Советы и рекомендации при выборе средств и жидкостей для промывки систем отопления

Химическая

На сегодняшний день химическая промывка признана наиболее популярной и востребованной, поскольку быстро и эффективно удаляет все лишние отложения на стенках труб и батарей. Чаще всего при химической промывке используются комплексоны, растворители, щелочи, композиционные растворы, а также водные растворы органических и минеральных кислот.

Химический способ промывки труб многоквартирного жилого дома отлично подходит там, где невозможно осуществить физическую очистку с наибольшей эффективностью.

Химический метод также хорош, если необходимо прочистить стальные трубы, ведь вымыть налет из них гораздо сложнее обычного. Химический реагент отлично справится с задачей.

Оборудование при химочистке

При химической очистке используется специальное оборудование, которое состоит из шлангов, емкости для жидкости и насоса. В зависимости от вида материала, из которого произведен трубопровод (оцинкованная поверхность, легкие сплавы, чугун, латунь, алюминий, сталь, медь), подбираются соответствующие порошкообразные и жидкие средства для промывки стенок труб от накипи и отложений.

Чаще всего химическая очистка системы отопления выполняется в течение нескольких дней, что не приносит каких-либо дополнительных неудобств владельцам. К тому же в период отопительного сезона все продолжает работать, а здание – отапливаться.

Плюсом такой очистки является также то, что не требуется останавливать работу всей системы отопления, чтобы промыть трубы. Это говорит о том, что промывка и опрессовка может проводиться даже в зимнее время года. Гарантируется, что после химической промывки не потребуется дальнейшая очистка в течение еще 7-9 лет. Все, что потребуется для качественного результата — это произвести грамотный расчет.

Промыть чугунные батареи отопления – не проблема

Чем промыть систему охлаждения двигателя

С тем, когда следует прибегнуть к процедуре мы разобрались. Осталось выяснить, чем можно воспользоваться. Средств немало и по традиции они делятся на специализированные и народные. Мы рассмотрим и те и другие.

Заводские средства

Заводские готовые решения — это лучшее чем можно промыть систему охлаждения двигателя. Такие товары, как правило имеют необходимый состав, который избавит от ненужных отложений и при этом не окажет пагубного воздействия на детали автомобиля.

Специализированные жидкости делятся на несколько типов:

  • нейтральные: они не содержать агрессивных компонентов, поэтому слишком большие и застарелые отложения отмывают с меньшей эффективностью, такие решения идеальны для периодической профилактики;
  • щелочные: название говорит само за себя, в составе таких жидкостей щёлочи и они идеально справляются с органическими загрязнениями;
  • кислотные: здесь в составе кислота, которая быстро и эффективно расщепляет неорганические отложения;
  • двухкомпонентные смеси: здесь присутствуют и щелочи и кислоты. Средства относятся к категории универсальных.

Производители не рекомендуют применять несколько разных средств. Также не рекомендуется использовать кислотные средства в большой концентрации, они оказывают разрушающее действие на резиновые и пластиковые детали.

Выбор на прилавках магазинов автотоваров довольно велик. На основе отзывов автовладельцев нам удалось собрать небольшую подборку наиболее эффективных средств.

  • LAVR Radiator Flush Classic. Это продукт отечественного производства, который давно и прочно зарекомендовал себя, как лучшее средство для промывки системы охлаждения. Оно имеет доступную цену, небольшой расход и высокую эффективность. Кроме того, оказывает благоприятное воздействие на всю магистраль.
  • Hi-Gear Radiator Flush-7 minute. Американский аналог представленного средства. Впечатляет скоростью реакции, для полноценной очистки даже самой застарелой накипи и отложений достаточно 7 минут воздействия. Подходит как для легковых, так и для грузовых автомобилей, одного баллона достаточно, чтобы промыть систему ёмкостью до 17 литров. Кроме того, в составе нет кислоты, а, следовательно, нет необходимости в нейтрализации.
  • LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger. Немецкий продукт и один из лучших, чем промыть систему охлаждения двигателя. Подходит для любых систем, не содержит чрезмерно агрессивных щелочей и кислот, при этом отлично справляется с поставленной задачей.

Перечислять список доступных продуктов можно очень долго

В тройку лидеров вошли те, на которые мы советуем обратить внимание

Народные методы

Несмотря на обилие и доступность специализированных жидкостей, многие автовладельцы предпочитают использовать народные средства.

Лимонная кислота. Этот вариант советуют чаще всего. Обычная лимонная кислота, растворенная в воде, прекрасно избавляет от накипи, ржавчины и грязи. Для профилактики достаточно растворить 40 грамм компонента в 1 литре воды. Для более серьёзных случаев нужно увеличить концентрацию до 100 гр. заливаем раствор в радиатор и разогреваем двигатель. Оставляем на ночь и сливаем раствор. При необходимости можно повторить.
Уксус. Принцип действия и использования аналогичен предыдущему варианту. Соотношение следующее: пол литра 70% уксуса на 10 литров воды.
Фанта. Кто-то скажет, что Кока-Кола лучше справится с задачей. Это так, но в ней вместо лимонной содержится ортофосфорная кислота, которая может навредить механизму. Нужно залить газировку в систему охлаждения вместо антифриза и поездить с ней 30-40 минут.
Каустическая сода. Это очень агрессивный компонент

Работать с ней нужно осторожно, в защитных перчатках, респираторе и желательно на открытом воздухе. Подходит только для медных радиаторов, очень агрессивна к алюминию.

Это далеко не всё, но самые популярные народные решения.

Диагностика загрязнений

Следующим этапом подготовки к промывке системы отопления будет диагностика возможного загрязнения. Засоры будут незаметны на первых стадиях, когда температура радиатора практически не отличается от нормы и выявить неполадки без специального оборудования невозможно. Но удалить «молодые» загрязнения значительно проще, чем ждать, когда отопление будет работать значительно хуже.

Самым главным признаком загрязнений является неравномерный нагрев радиаторов, выяснить наличие заторов внутри труб опираясь на этот метод можно с применением тепловой камеры. В случае сильного загрязнения его можно определить по собственным ощущениям при прикосновении к радиатору. Такой метод неприятен, ведь температура батарей находится далеко за пределами комфорта человеческого организма.

В местах загрязнения сужается диаметр, через который протекает теплоноситель, за счет этого повышается давление на загрязненном участке, что ведет к поломке всей системы. Эта особенность объясняет появление посторонних шумов при включении отопления.

На наличие осадка и засоров в трубе могут указывать внешние признаки:

  • Повышение уровня шума за счет изменившегося давления внутри труб.
  • Учащается срабатывание спускового клапана и воздухоотводчика.

Данные способы определения загрязнений начинают чувствоваться человеком только после достижения засорами критического состояния. Эти признаки не являются точными вестниками засора системы, специалисты рекомендуют проводить проверку с помощью тепловой камеры.

На этапе выявления засоров и осадков хозяевам предстоит не только определить необходимость промывки приборов, но и выяснить характер налета на стенках приборов и избрать наиболее подходящий метод промывки.

Внутри радиаторов может происходить накопление кальция и магния. Возможно появление значительных отложений оксида. Это связывают со ржавлением некоторых частей.

Наиболее популярный состав загрязнений включает в себя часто встречаемые в воде элементы:

  • Отложения кальция и магния вместе взятых составляют около 60% от общего объема засоров.
  • Около 25% занимают загрязнения, состоящие из оксидов железа. Больше остальных от этой напасти страдают стальные трубы и радиаторы отопления.
  • Медь, сера и цинк занимают все 15 %.

Гидропневматическая промывка и опрессовка отопительной системы

Обогревательные приборы в жилом доме представляют собой сложную конструкцию, подсоединенную к автономной или централизованной сети. Длительная и бесперебойная работа инженерного оборудования зависит от правил эксплуатации. Если не соблюдать условия использования, устройства начинают засоряться, качество обогрева помещений снижается. Для предотвращения поломок и в профилактических целях требуется обязательная гидропневматическая промывка и опрессовка отопительной системы.

Важность регулярного обслуживания

Накопление накипи в трубопроводах не только снижает эффективность работы, но и может привести к аварийной ситуации. Самое малое количество отложений, толщиной в 1 мм, уменьшает уровень теплоотдачи в многоквартирном доме на 20 %. Осадок является специфическим изолятором, удерживающим энергию. Наслоения способны воздействовать на внутренние поверхности труб и приборов отопления, вызывая коррозийные процессы и образование свищей

Чтобы повысить качество работы оборудования, важно проводить гидропневматическую и гидравлическую промывку с определенной периодичностью, не реже одного раза в год

Для определения состояния осуществляют диагностику. В многоквартирных домах при замене участков централизованной сети в трубопровод попадает окалина и ржавчина, которая откладывается в устройствах. Если анализ проводится самостоятельно, к числу явных признаков можно отнести следующие показатели:

  • Свист, бульканье и другие звуки, доносящиеся из приборов.
  • Длительный период времени на обогрев.
  • Горячее состояние труб при холодных батареях.
  • Увеличение расхода энергии.
  • Также очистка необходима при замене котла.

При промывке внутренних систем отопления гидропневматическим методом, осуществляемой специализированными организациями, отмечается особый порядок действий. Обследуется оборудование с оценкой технического состояния. Первичная опрессовка в многоквартирном доме должна показывать давление с минимальным значением в 2 атмосферы. Это необходимо, чтобы обнаруженные дефекты были устранены до начала работ.

Профессионалы оформляют акт проведения работ с учетом скрытых процедур, например, демонтаж радиаторов системы отопления. По выявлению состояния труб и количества накипи определяют с заказчиком способ промывки. Чаще всего используется гидравлическая технология, реже – химическая очистка. Оформляют смету, подписывают договор, в который включают сроки выполнения. После этого приступают к прочистке, затем осуществляют вторичную опрессовку. Это нужно для проверки работоспособности оборудования в жилом доме.

ТОП порошкообразных веществ

Рейтинг лучших концентратов для системы отопления

TermoTactic CleanMaster

Хороший концентрат, который предназначен для эксплуатации в системе отопления, вентиляции и кондиционирования. Тщательно удалит накипь, следы коррозии и проведет дезинфекцию. Состав полностью безопасен для металлических изделий и не повредит их в процессе очистки.

TermoTactic CleanMaster

Достоинства:

  • Высокие моющие свойства;
  • Стойкость даже в жесткой воде;
  • Скорость биоразлагаемости;
  • Дезинфекция;
  • Снимает жировой слой.

Недостатки:

Dixis LUX / 10л

Бюджетный вариант, который подойдет для каждой отопительной системы. За короткий срок удалит образованную накипь, ил и прочие вредоносные элементы. Благодаря качественному составу исключено образование взвеси и выпадение осадка, что повышает эксплуатационные свойства.

Средняя цена – 1 440 рублей.

Dixis LUX / 10л

Достоинства:

  • Эффективность;
  • Качественная прочистка;
  • Простое использование;
  • Восстановительный эффект.

Недостатки:

SteelTEX IRON

Отличный концентрат, который подойдет для бытового и профессионального пользования. После его применения отопительная система начнет работать более эффективно и гарантирует пользователю качественную очистку.  Накипь и ржавчина растворяется в сильных кислотах, однако на внутренний вид металлических элементов это никак не влияет.

Средняя цена – 2 270 рублей.

SteelTEX IRON

Достоинства:

  • Качественная прочистка;
  • Скорость работы;
  • Не взаимодействует с главными частями;
  • Подойдет для профессионального пользования.

Недостатки:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector