Установка регулятора тяги на твердотопливный котел

Зачем нужны регуляторы

В отличие от любой дровяной печи водогрейный твердотопливный котел оснащен водяной рубашкой и не может разогреваться до слишком высокой температуры, иначе вода в ней попросту закипит. В подобных случаях образующийся пар резко повышает давление в системе, отчего происходит взрыв. То есть, твердотопливный котел, чья мощность регулируется вручную дверцей зольника, представляет собой источник повышенной опасности.

Автоматический регулятор тяги дымохода, который можно своими руками установить на любой твердотопливный котел, будет заниматься манипуляциями с дверкой вместо вас и гораздо лучше вас. Он вовремя среагирует на повышение температуры воды в рубашке теплогенератора и прикроет подачу воздуха в камеру, где вовсю пылает твердое топливо. Хотя по инерции температура будет повышаться еще какое-то время, но в целом процесс нагрева приостановится. Помимо обеспечения безопасности, механический регулятор тяги котла помогает решать такие вопросы:

  1. Не дает превысить установленную пользователем температуру теплоносителя. Не всегда его нужно греть до максимальных 90 °С, весной или осенью для обогрева вполне хватит и 60 °С.
  2. Прикрывая заслонку и подачу воздуха, регулятор тяги увеличивает длительность горения котла с одной закладки. Но надо признать, что условия сжигания топлива при этом ухудшаются, а КПД отопителя резко снижается.

Вы можете возразить, что любые твердотопливные теплогенераторы должны подключаться к системе отопления с использованием предохранительного клапана, настроенного на аварийное давление. При перегреве клапан сработает, сбросит пар и никакого взрыва не произойдет. Так что и регуляторы тяги вроде бы ни к чему. Утверждение верно лишь отчасти, поскольку без автоматики отопитель частенько будет набирать критическую температуру, а клапан после 2—3 срабатываний банально потечет. Да и управлять температурой воды в ручном режиме довольно сложно.

Принцип работы

Регулировка тяги осуществляется изменением степени разрежения газов в трубе. С этой целью, между дымоходной трубой от топки и входом в дымоход, встраивается стабилизатор. Он может работать в ручном или автоматическом режиме.

Регулятор тяги дымохода представляет собой заслонку (клапан), встроенную в отдельный корпус. При усилении тяги, клапан приоткрывается и запускает порцию воздуха из помещения. Поток газов охлаждается, подъёмная сила от термической составляющей уменьшается, скорость выброса падает. И, наоборот, с закрытием клапана, приток холодного воздуха уменьшается, сила выхода увеличивается.

Примечание! То есть, при закрытом клапане обеспечивается максимальный выход продуктов сгорания. Полностью открытая заслонка – минимальный поток газов.

Стабилизатор тяги целесообразно устанавливать на твёрдотопливных котлах, работающих:

  • на каменном угле;
  • дровах;
  • пеллетах;
  • торфяных или угольных брикетах и т.п.

Это обусловлено наличием времени, при котором котёл выходит на плановую мощность и, соответственно, устойчивый режим работы. То есть, печь должна растопиться.

Сила тяги твердотопливных котлов

Это понятие неоднородное и достаточно сложное. Она зависит от сечения дымохода, температуры дымового газа, погодных условий. Но влияние данных параметров на работу котлов бывает разным

Поэтому надо обращать внимание на условия работы конкретных коммуникаций

Чтобы отопительное оборудование работало стабильно, эти параметры должны поддерживаться на оптимальном уровне. Отклонение от нормального показателя будет влиять на процесс горения и генерации тепловой энергии. Чаще всего сбои в работе бывают при установке твердотопливных устройств. На силу тяги влияет и тип котельного оборудования.

При работе газового оборудования происходит незначительное колебание силы тяги. Дымовой газ имеет стабильную температуру. Ее кратковременное изменение бывает только при прогреве дымохода.

При эксплуатации твердотопливного котла можно заметить разные показатели. Это связано с использованием топлива разного вида (уголь, дрова, торф, опилки, пеллеты). На неоднородность показателей будет влиять и тип твердотопливного агрегата.

При работе твердотопливных котлов может произойти снижение тяги, а может появиться и гипертяга. Признаком послужит сильный шум, повышенный расход топлива и задымление жилища. Проблему можно легко решить, если воспользоваться регулятором тяги. Он компенсирует особенности топлива, дымохода и котла.

Как установить регулятор тяги на котел на твердом топливе

Подключение автоматики для вентилятора поддува и цепочного электропривода, лучше доверить профессионалам.

Механический терморегулятор имеет более простое устройство. Поэтому, узел можно установить и отрегулировать самостоятельно. Делается это следующим способом:

  • Во всех современных моделях котлов, предусмотрено специальное монтажное отверстие для терморегулятора.

Перед установкой, с котла сливают воду.

В монтажное отверстие устанавливают регулятор тяги, посредством резьбового соединения. Выполняют герметизацию стыков.

В котел заливают воду, после чего осуществляют растопку.

Как проверить тягу в ТТ котле

На характеристики тяги влияет несколько факторов: температура дымовых газов, сечение дымохода и погодные условия. Проверить наличие тяги можно простым способом:

  • Открывают шиберную заслонку и дверку топочной камеры.

Зажигают спичку или лист бумаги и подносят к топке.

Огонь должно затягивать внутрь топки.

Как правило, во время работы котла, если присутствует хорошая тяга, дым не попадает в комнату. Недостаточные тяговые характеристики проявляются в том, как разгорается топливо, а также на интенсивности горения.

Повышение тяги и горения котла, можно выполнить посредством вентилятора. Большинство производителей укомплектовывают автоматику дымососом и нагнетающим вентилятором.

Как настроить терморегулятор на ТТ котле

Регулировку датчика тяги можно легко выполнить самостоятельно:

  1. На терморегуляторе выставляют температуру 60°С. Теплоноситель в котле, доводят до такой же температуры нагрева.

Рычаг регулятора соединяется цепочкой с заслонкой так, чтобы зольник был не полностью прикрытым, а оставался просвет 1-2 мм.

Чтобы проверить настройки и выполнить корректировку на регуляторе, выставляют температуру 80°С. При достижении этого показателя нагрева у теплоносителя, заслонка должна закрыться. Если этого не произошло, длину цепочки укорачивают.

Погрешность в настройке механического терморегулятора составляет 5°С. Электронная автоматика работает более точно, неточность составляет 1°С.

Усовершенствование регулятора старой конструкции, позволило автоматизировать работу твердотопливного котла и предотвратить закипание теплоносителя.

Дымоход для твердотопливной установки

Говоря о зависимости работы котла на твердом топливе от тяги, нельзя не коснуться темы обустройства дымохода, благодаря которому происходит своевременный вывод продуктов горения в атмосферу. Современные котлоагрегаты с закрытой топочной камерой, оснащаются коаксиальным дымоотводом, который имеет массу преимуществ и не требует вывода его выше кровли. Большинство моделей котельного оборудования, с открытой топочной камерой, требуют стационарного дымохода, который должен быть в соответствии с правилами пожарной безопасности и иметь необходимую конструкцию для обеспечения беспрепятственного отвода продуктов горения.

https://www.youtube.com/watch?v=ZUXWDzWeXk4 Для сооружения дымохода используют следующие материалы:

  • Кирпич. Традиционные кирпичные трубы достаточно неплохо справляются со своими обязанностями, но они имеют большой вес, сложную схему кладки и требуют обустройства прочного фундамента.
  • Сандвичи из нержавеющей стали. Прекрасная конструкция, которая состоит из отрезков двойных труб, между которыми находится утеплитель. Данный материал позволяет обойтись без фундамента и может собираться одним человеком, как конструктор. Но и у такой конструкции есть минус – высокая стоимость.
  • Керамический дымоход — прекрасная альтернатива стальным сандвичам. Собирается легко, имеет хорошую огнестойкость и идеально гладкую внутреннюю поверхность, выдерживает температурный режим до 900°С.

Смонтировать дымоход керамический для твердотопливного котла своими руками просто, ведь он собирается из дымоходных блоков, как детский конструктор. В собранный дымоотвод вставляется утепленная минеральной ватой керамическая труба.Совет: выбирая дымоход для твердотопливного котла, ориентируйтесь на паспортные данные установки, где дано рекомендованное сечение дымоотводящего канала. Кроме этого, при выборе ориентируйтесь на температуру и давление отходящих газов, при работе в режимах естественной тяги и наддува. Не забывайте об отводчиках и сборниках конденсата!

Простейший регулятор тяги

Из материалов потребуется:

  • две трубы из алюминия типа лыжных палок;
  • стальная пружина;
  • стальной лист толщиной 3-5 мм;
  • кран – букса, который можно снять со старого смесителя для воды;
  • цепочка, которую можно снять с пробки для ванной.

Ход работы:

  1. Две трубки – верхняя и нижняя – располагаются близко к стенке прибора.
  2. Верхняя трубка расположена между первым рычагом и краном – буксой.
  3. Нижняя трубка расположена между первым и вторым рычагом с пружиной.
  4. Цепочка соединяет второй рычажок с заслонкой.
  5. Рычаги, крепление крана вырезаются болгаркой из стального листа.
  6. Ось рычага находится между местами крепления к рычагу остальных деталей.

Получившаяся конструкция работает следующим образом:

  1. Кран задаёт начальное смещение трубок.
  2. Верхняя трубка нагревается, удлиняется.
  3. Первый рычажок, толкаемый верхней трубкой, поворачивается на определённый угол.
  4. Нижняя трубка, толкаемая первым рычагом, тоже нагревается и удлиняется. При этом она толкает второй рычажок.
  5. Он поворачивается и отпускает цепочку, натянутую между ним и заслонкой поддувала.
  6. Она опускается.

Увеличение температуры приводит к уменьшению подачи воздуха. Процесс горения наиболее эффективен при согласовании поддувала и дымохода. Чтобы выделившийся из дров газ, который затем загорается, не попал в дымоход слишком рано, необходимо регулировать поток дыма в нём. Для этого в начале дымохода должна быть регулируемая заслонка. Если она открывается и через неё поступает больше воздуха, должна открываться и заслонка дымохода, чтобы через него быстрее проходил дым.

Чтобы одновременно перемещались обе заслонки, необходим распределитель силы. Он может быть изготовлен из тонкого троса, натянутого между вторым рычагом и заслонкой в дымоходе. С ней надо соединить соответствующий груз, который будет поворачивать её при отпускании троса. Трос можно использовать от велосипедного тормоза или переключателя скоростей.

После испытания регулятора нужно составить инструкцию по его использованию.

Установка и калибровка

Термостатический регулятор тяги воздуха

Установить регулятор котла можно своими руками. Устройство монтируется в боковой или фронтальной части котельного оборудования в специальном отверстии. Монтаж выполняется с помощью резьбовых соединений. Регулировка их натяжения позволяет выровнять устройство в правильном (вертикальном или горизонтальном) положении. После выравнивания все винты тщательно фиксируются и герметизируются с использованием специальных средств. Рычаг устанавливается таким образом, чтобы отверстие, через которое будет выходить цепочка, находилось непосредственно над заслонкой.

После установки регулятора котел нужно растопить и довести теплоноситель до температуры 60 градусов. Эта же температура устанавливается и на регуляторе. Рычаг последнего соединяется с помощью цепочки с приоткрытой на 1–2мм заслонкой. Закрытие заслонки при калибровке прибора регулируется вручную простым удлинением или укорачиванием цепочки.

Далее на регуляторе устанавливается более высокая температура, например, +80 градусов. Если калибровка выполнена верно, при достижении этого показателя заслонка автоматически закроется. Точность термомеханических регуляторов уступает системам автоматики и находится в пределах 5 градусов. Автоматические приборы достаточно установить на котле. Никакого дополнительного вмешательства в их работу не требуется.

Регулятор тяги

Процесс горения напрямую зависит от наличия воздуха. Если перенести это утверждение на работу отопительного устройства, то чем больше воздуха, поступает в топочную камеру, тем быстрее и с большей температурой происходит сгорание топлива. Другими словами: подачей воздуха в камеру сгорания топлива можно регулировать степень нагрева теплоносителя. В конструкции твердотопливных систем отопления для этой функции предусмотрена воздушная заслонка. Изменением положения заслонки создаются условия, при которых горение топлива происходит по заданной пользователю схеме.

Единственная проблема: владелец котлоагрегата должен регулировать положение воздушной заслонки вручную, опираясь на показания термометра и собственный опыт. Для автоматизации этого процесса был придуман автоматический регулятор тяги.

Устройство состоит из термического элемента, регулятора, металлического рычага и цепочки. Термоэлемент с регулятором собраны в единый корпус, выполненный из термостабильных и коррозийноустойчивых сортов стали. Терморегулятор устанавливается в посадочное гнездо до контакта с теплоносителем, циркулирующим в водяной рубашке котлоагрегата.

Принцип работы регулятора: при воздействии температуры на термоэлемент, он меняет свою форму и через шток воздействует на рычаг, который с помощью цепочки соединяется с воздушной заслонкой котельной установки. При изменении температуры теплоносителя, автоматически меняется положение воздушной заслонки. Регулятором устанавливается верхний температурный предел.

Чтобы настроить регулятор тяги для твердотопливных котлов своими руками, нужно выполнить следующие действия:

  • Установите  регулятор в отопительную установку. В зависимости от модели котла, может быть предусмотрен как горизонтальный, так и вертикальный монтаж устройства. Каждому варианту монтажа соответствует определенный цвет шкалы на регуляторе. На этом этапе цепь не подсоединяется к воздушной заслонке и свободно свисает.
  • Настройте (выбрав соответствующий ориентации цвет шкалы) желаемый температурный показатель теплоносителя и произведите запуск котельной установки.
  • При достижении температуры теплоносителя значению, выставленному вами на терморегуляторе, закройте воздушную заслонку, оставляя щель 2-3 мм.
  • Закрепите цепочку на тяге заслонки.

Немного отвлечёмся, так как хотим сообщить вам, что нами был составлен рейтинг твердотопливных котлов по модеям. Подробнее вы сможете узнать из следующих материалов:

  • Твердотопливные котлы длительного горения с водяным контуром — отечественные производители
  • Твердотопливные котлы длительного горения с водяным контуром — зарубежные производители

Электронные регуляторы для ТТ котлов

Электронный терморегулятор для твердотопливного котла, работает по принципу механического, но, с определенными отличиями:

  • Микропроцессорная автоматика для твердотопливных котлов подключается к выносным терморегуляторам, расположенным в отапливаемых помещениях.

Заслонка открывается посредством электропривода.

Автоматика одновременно подключается к приборам для улучшения тяги. При падении температуры, открывается заслонка зольника и включается нагнетающий вентилятор, способствующий быстрому нагреву теплоносителя.

Микропроцессорный регулятор поддержания заданной температуры в твердотопливном котле, быстро срабатывает при поступлении сигнала о перегреве теплоносителя. Погрешность в настройках не более 1°С.

Как работает электронная автоматика

Автоматика подключается к выносным датчикам съема температурных показателей в помещениях. В отличие от механического контроллера, считываются не показатели нагрева теплоносителя, а интенсивность прогрева воздуха в комнатах.

Принцип работы электронного регулятора тяги заключается в следующем:

  • Комнатные температурные датчики передают сигнал на блок автоматики котла.

Микропроцессор считывает получаемые сигналы и передает команды электроприводу.

Электропривод соединен с цепочкой, подключенной к заслонке.

Двигатель натягивает привод, открывая и закрывая заслонку на необходимое расстояние.

Дополнительно, блок автоматики для водогрейного твердотопливного котла, подключен к вентиляторам, нагнетающим воздух, циркуляционному насосу (установлен в некоторых моделях) и системе автоматической подачи топлива.

Автоматика котла подключается к программируемому термостату. Современные модели устройств, являются погодозавимыми, что позволяет учитывать не только внутренний микроклимат в помещении, но и температуру окружающей среды. Автоматика управления подключается к вентилятору твердотопливного котла, что позволяет быстрее разжигать топливо и точнее регулировать его работу.

Регулировка автоматического регулятора тяги не требуется. В отличие от механического аналога, автоматика подстраивается под работу котла.

Как выбрать и обзор производителей

В продаже возможно найти терморегуляторы для котла отопления на любой вкус. Есть модели бюджетные и подороже. А чтобы правильно выбрать его, нужно учесть следующее.

  • Интервал регулировки температуры должен быть 60-90°С.
  • Указанного в паспорте конструкции усилия, которое развивается приводом, должно быть достаточно на подъём дверки.
  • Нужно проследить, хватает ли рабочего хода привода для полного открытия и закрытия отворки.
  • Соединение резьбы на корпусе должно подходить соответствующей части в котле и составлять ¾.

В настоящее время автоматические регуляторы тяги для твердотопливных котлов производят несколько отечественных и зарубежных компаний. В России чаще всего приобретают устройства итальянской компании «Atos», украинской марки «Air Auto», американской «Watts», польской «Tech».

Сразу стоит сказать, что цены на регуляторы тяги для твёрдотопливных котлов различаются. И на это в большинстве влияет местоположение производителя и тип действия (электронные терморегуляторы всегда дороже в несколько раз).

К примеру, украинская марка «Air Auto» по стоимости в среднем 7 000 рублей, а аналогичная польская «Tech» — 10 000 рублей.

Предлагаем рассмотреть некоторые марки популярных производителей регуляторов в таблице.

ПроизводительСтранаХарактеристика
AtosИталияСпециализируется на производстве исключительно автоматических систем. Предполагает ручную загрузку топлива либо автоматическую. Электрогидравлика подразумевает установку системы от 15 кВт.
Air AutoУкраинаПредполагает ручную загрузку топлива. Продукция обеспечивается блоком управления с несколькими рабочими режимами. Комплект включает циркуляционное оборудование, дымососы, вентиляторы. Особенность марки в возможности плавного регулирования оборотов вентилятора. Во время функционирования используется интегрально-дифференциальный алгоритм, который увеличивает продолжительность горения топлива на 20%.
Watts RTАмерикаБольшой выбор рабочих температур, от 30 до 100°С. Марка имеет типовое резьбовое соединение, а также прекрасно подходит для установки в котлы современного типа.
TechПольшаПреимущественно выпускает автоматику, которая управляется микропроцессором. Марка в простом исполнении, с базовым набором нужных для работы котла функций. Модули подразумевают четыре рабочих режима, встроенную защиту от перегрева теплоносителя.
ICMAИталияХарактеризуется эта модель натяжением цепочки с нагрузкой до 850 гр., широким диапазоном настроек мощности (от 30 до 100°С) и возможностью как горизонтальной установки, так и вертикальной.
EuroSterПольшаПредлагает электронные автоматические терморегуляторы, которые подключаются к комнатным термостатам и обеспечивают автоматически процесс горения. Точно следит за температурой в помещении и отлично подходит для управления системой полов с подогревом. При желании температура нагрева может составлять 30-90°С. Максимальная нагрузка на цепь — 800 гр.
ESBEШвецияРегуляторы температуры для котла отопления марка выпускает механические и электронные. Последние  предназначены для котлов с автоматической подачей топлива. Терморегулятор подключается к циркуляционному оборудованию и нагнетательным вентиляторам.
Regulus RT3СловакияРегулятор тяги «regulus» подразумевает диапазон регулировки 30 – 90°C. 120°C – это самая высокая температура нагревания воды, 60°C – среды. Рабочее положение горизонтальное и вертикальное. Его усовершенствованная модель — регулятор тяги regulus rt4. Отличается она меньшими габаритами, и, в отличие от rt3, имеет нагрузку на цепочку не 800 грамм, а до 1 кг.
ЛемаксИталияИмеет регулирующую рукоятку из термоутверждающейся смолы – и это основная особенность производителя. В наличии есть термочувствительный элемент, поэтому за безопасность можно не бояться. Марка может похвастаться точностью настроек и надёжностью. Производимое регулирующее оборудование стандартных размеров, поэтому подходит многим котлам на твёрдом топливе.
Honeywell FR 124ГерманияСовместим с большинством твердотопливных котлов (BURNiT, Wirbel, Viadrus Buderus, КЧМ, ZOTA, ДОН и др.) Максимальная температура рабочей среды 115 °С. Диапазон настройки регулятора тяги 30-90 °С. Термочувствительный элемент заполнен воском. Имеет две шкалы, предполагает и горизонтальную, и вертикальную установку.

Первый пуск и Розжиг

Внимание ! Розжиг твердотопливного котла с помощью горючих жидкостей запрещён!

1 Через загрузочную дверцу уложить на бумагу сухие мелкие щепки и открыть заслонку на дымоходе. Закрыть загрузочную дверцу и через зольниковую дверцу разжечь бумагу и щепки. Закрыть зольниковую дверцу и полностью открыть воздушную заслонку.

2 Через загрузочную дверцу на разгоревшиеся щепки наложить небольшой слой более крупного дерева. Дождаться пока крупные поленья хорошо разгорятся и доложить основное топливо ровным слоем по всей глубине топки до нижней кромки загрузочной дверцы.

При разогреве котла в нём могут конденсироваться пары из уходящих газов стекающие по внутренним стенкам топки, из-за этого может сложиться впечатление, что котёл течёт. Как только температура воды на входе в котёл превысит 60°C — конденсация прекратится.

3 Настройте механический регулятор тяги см. ниже.

4 Для предотвращения спекания угля рекомендуется сначала нагреть воду в котле дровами до температуры не менее 60°С, после чего начать загрузку угля. Постепенно и равномерно загрузить уголь в количестве, достаточном для образования слоя высотой примерно 50-60 мм, после чего прекратить загрузку на срок 15-20 минут для воспламенения топлива. После загрузки закрыть загрузочную дверцу и открыть воздушную заслонку.

Когда разгорится первый слой основного топлива (примерно 2/3 загруженного) на слой несгоревшего топлива загружается новое топливо. Для работы котла в номинальном режиме необходимо поддерживать слой топлива на трубах около 150-250 мм.

По мере прогорания топлива в котле его следует догружать также ровным слоем по всей глубине топки.

5 Если пламя горящего топлива станет тёмно-красного цвета — следует увеличить тягу открыв сильнее заслонку подачи воздуха или заслонку в дымовом канале. После того как пламя станет жёлтого цвета прикрыть заслонку подачи воздуха.

Изменяйте подачу воздуха до тех пор, пока пламя не станет соломенного цвета с оранжевыми языками. Всегда контролируйте наличие пламени в топке, огонь с выделением дыма и тлеющий огонь приводят неэффективному сжиганию топлива и образованию смолы в дымовой трубе.

6 Мощность котла в грубых пределах может быть изменена заслонкой на патрубке дымоудаления. Для увеличения температуры необходимо открыть заслонку (шибер) и установить ручку управления регулятора тяги на отметку более высокой температуры, для уменьшения — частично закрыть шибер и установить ручку управления регулятора на отметку более низкой температуры.

Также мощность котла можно регулировать загрузкой топлива, крупные куски и маленькое количество топлива дают низкую мощность, а мелкие куски с совместно с большим количеством загрузки — высокую.

7 При длительном горении колосниковые решётки следует периодически прошуровать чтобы слой спёкшейся золы не препятствовал подводу воздуха для горения.

8 Для останова котла дождитесь полного прогорания топлива или прекратите подачу воздуха в топку твердотопливного котла закрыв воздушную заслонку.

При необходимости аварийного останова твердотопливного котла, осторожно откройте загрузочную дверцу, выньте с помощью дополнительных устройств горящее топливо из топки и затушите изъятое топливо водой

Что это такое и зачем он нужен

Дымоход далеко не всегда работает идеально. Нередко из-за большой длины в нем возникает слишком сильная тяга (разрежение, падение давления), в ветреную погоду порывы ветра вызывают скачки давления, при прогреве дымохода (растопке) тяга также усиливается.

Контролировать короткие скачки тяги практически невозможно, а они могут навредить отопительному оборудованию – например, могут сбить пламя в газовых котлах, а частые включения и вспышки газа при розжиге вредят им.

Слишком сильная тяга уменьшает КПД отопительного агрегата – часть тепла не успевает пойти на разогрев теплообменника или самой печи и «улетает» вместе с отходящими горячими газами. Кроме того, сильная тяга нередко заставляет дымоход гудеть и мешает жильцам дома.

Для устранения скачков давления и чрезмерной тяги в дымоходе и придумали стабилизатор тяги – несложное устройство. Оно устанавливается в нижнюю часть дымовой трубы.

Что влияет на тягу

Причины изменчивости тяги:

  • Если оголовок дымохода ниже конька кровли, то на тягу влияет направление ветра. Хотя расчеты, применяемые при определении высоты дымохода, и обеспечивают выход трубы выше зоны ветрового подпора и достаточную минимальную тягу при любых условиях, это не обеспечивает стабильную тягу – при направлении ветра вдоль конька или стены дома она увеличивается. Да и округление всех показателей (длины и площади сечения борова) при расчетах в большую сторону также увеличивает разрежение в дымоотводе.
  • В зависимости от погоды тяга также увеличивается или уменьшается. При ясной погоде давление близко к норме, при осадках и влажности давление падает. При высоком атмосферном давлении относительное разрежение, то есть разрежение в сравнении с атмосферным давлением в дымоходе увеличивается, при низком – уменьшается.
  • В холодную и очень холодную погоду увеличивается разница температур между помещением и улицей – это также увеличивает тягу.
  • На резкие изменения тяги в дымовой трубе влияют и порывы ветра. Если при длительных изменениях погоды тягу можно немного скорректировать с помощью шибера (заслонки), то при очень быстрых скачках давления никакой шибер не поможет.

Устройство и принцип работы

Стабилизатор давления выполняет функцию клапана. Изготавливают его только из нержавеющей стали, он эксплуатируется при температурах до 500 °С и выше и используется на дымоходах отопительных агрегатов на любом виде топлива – от газовых котлов до угольных печей. Оцинкованную сталь для стабилизаторов не используют – они устанавливаются близко от котлов, подвергаются действию высоких температур, отчего оцинкованная сталь быстро прогорит.

Конструктивно стабилизатор напоминает заглушку с отверстием, которое закрыто подвижной пластиной. Пластина качается на оси, как маятник, и открывает либо закрывает отверстие при срабатывании. На пластине закреплен противовес. Для регулировки давления имеется вращающаяся рукоятка. Для монтажа стабилизатора в дымовую трубу вблизи отопительного агрегата устанавливают специальный тройник.

Существуют стабилизаторы в виде грибка. Применяют их в основном для газовых котлов, для твердотопливных такой стабилизатор не подходит. Участок дымохода расширяется в виде грибка. Под грибком монтируется температурный датчик. Если тяга значительно уменьшается или опрокидывается, горячие газы будут собираться под грибком (даже очень кратковременно пойдут в помещение), нагреют датчик, и он отключит подачу газа в камеру сгорания.

Преимущества и недостатки

Преимущества установки стабилизатора тяги в дымоход:

  1. Увеличивается безопасность эксплуатации отопительного оборудования.
  2. Устраняются резкие изменения тяги при сильном ветре.
  3. Стабилизатор уменьшает перегрев дымоходного канала при розжиге печи, твердотопливного котла или камина, удлиняет срок службы дымоходов.
  4. В дымоходы печей и котлов длительного и сверхдлительного горения устройство монтируется изначально.
  5. Снижается выброс продуктов неполного сгорания топлива (угарного газа) в атмосферу.
  6. Самые существенные достоинства – стабилизатор уменьшает ненормативные утечки тепла с отходящими газами, повышает КПД котла, экономит топливо. Некоторые источники (польская фирма POLMAR) приводят экономию до более 30 %, гарантированно можно сэкономить 3-9 %. На газовых котлах экономия меньше, на твердотопливных агрегатах – больше. 3 или 9% экономии – вроде бы немного, но просчитайте сумму, которую вы сэкономите за сезон. Я уверен, сумма вас приятно удивит.

Сделать самостоятельно или купить

Конструкция стабилизатора достаточно проста, и его несложно можно изготовить своими руками, хотя регулировка тяги покупными изделиями немного точнее. Для готовых современных труб, собранных из модульных элементов, проще подобрать устройство того же производителя, для самодельных банных и гаражных печек стабилизатор можно сделать и самому – просто нет смысла приобретать фирменное изделие.

Проверенные производители

Не все фирмы, выпускающие дымоходы, выпускают и стабилизаторы тяги. Еще сложнее обстоит дело, когда ищут стабилизатор для труб из кирпича или асбоцемента. Если вы устанавливаете покупной модульный дымоход, керамический или из сэндвича, то имеет смысл покупать комплектующие той же фирмы. К тому же в глубинке в продаже чаще всего представлены трубы одного-двух брендов, и выбора практически нет.

Часто можно услышать похвалы в адрес польского производителя – фирмы Darco; стабилизаторы выпускают также КРАФТ (Воронеж), ZKZ-INDUSTRI (Чехия), POLMAR (Польша); SWaG (Украина); в сети встречается марка Afriso, киевская марка Трио-Трейд (Версия-Люкс).

Примерная цена

Приведу информация о том, сколько стоит стабилизатор тяги:

  • для дымоходов диаметром 100 мм
  • диаметром 150 мм
  • диаметром 200 мм

Как сделать регулятор тяги своими руками

Изготавливать компенсатор своими руками или купить готовый – решать вам. Для удобства стоит сделать чертеж с точными размерами. Можно подготовить выкройки из ватмана и по ним вырезать детали из металлического листа.

Своими руками стабилизатор изготавливают из трубы подходящего диаметра, материал – нержавеющая сталь марки AISI 304 или 321. Можно сварить трубу из листа нержавейки, понадобится аргоновая сварка. Толщина листа – 1 мм. Внутренний диаметр совпадает с диаметром дымохода. Длина – 250-300 мм. Швы необходимо тщательно зачистить. Для клапана выполняется вырез – примерно 15 % от сечения борова дымохода.

Возле выреза устанавливается поворотная ось – пруток диаметром 8-10 мм, на нее крепится пластина клапана, закрывающая отверстие. Для крепления оси приваривают гайки к трубе и пластинке, ось вставляется в них. Для регулировки на пластину приваривают противовес – болт с накрученной гайкой большой высоты. Возле верхнего и нижнего края на расстоянии 25-30 мм от края трубы необходимо развальцевать канавки для фиксации стабилизатора. Устройство крепится широкими хомутами к дымоходу.

Технологию изготовления самодельного регулятора можно увидеть на видео:

https://youtube.com/watch?v=MH6WfxT2n_E

Установка регулятора тяги на твердотопливный котел и его дальнейшая настройка

Перед установкой регулятора на котел, с помощью трубопроводной арматуры отсечь его от трубопровода и слить теплоноситель из котла. Если отсечь котел не удается (арматура при монтаже не установлена), сливается весь теплоноситель из системы.

Отвернув заглушку с муфты (гильзы) вручную закручиваем регулятор с целью проверки размера резьбы. Если все нормально и понятно какой слой ленты ФУМ наматывать на резьбу устройства, наносим уплотнитель на резьбу и туго, но без фанатизма, ключом вкручиваем его в гильзу. Если гильза сбоку котла, то стрелка на ручке регулятора при закручивании до упора смотрит вверх. При монтаже сверху прорезь шкалы устройства должна быть затянута к лицевой части котла.

В седло регулятора вставляется рычаг так, чтобы цепочка, вставленная в его отверстие, висела вертикально над дверцей зольника и не имела помех для работы в натянутом состоянии. После протяжки все сопряжения закрепляются термостойким составом. После монтажа восстанавливается уровень теплоносителя в системе отопления и открываются трубопроводная арматура, а топка загружается топливом.

Установленный регулятор необходимо настроить, для этого осуществляется следующая последовательность действий:

  1. Полностью поднимается дверка зольника и поджигается топливо.
  2. Откручивается фиксатор на рукоятке устройства.
  3. Устанавливается температура теплоносителя нижнего уровня диапазона 60° С.
  4. Закрепляется цепочка на рычаг.
  5. После достижения заданной температуры, опускается дверца поддувала, оставляя щель около 2 мм.
  6. Фиксируется второй конец цепочки на ручке зольника, чтобы слабина была не больше 1 мм.
  7. Закручивается винт на ручке терморегулятора.

Житейские советы. Перед активной эксплуатацией котла с механическим терморегулятором необходимо терпеливо потренировать систему отопления на разных температурах в диапазоне регулирования, и, если нужно, корректировать длину цепочки, чтобы уменьшить погрешность до 5%.

Горение твердого топлива и нагрев теплоносителя до заданной температуры – процесс инертный, не быстрый. Поэтому реакция на изменение задания на ручке терморегулятора будет с задержкой и будет правильно не торопить события.

Калибровку устройства желательно производить почаще, особенно в начале работы системы отопления. Смена вида твердого топлива и поставщика тоже должны вызвать вначале регулярную проверку соответствия заданной температуры на ручке регулятора и фактической по термометру котла. При необходимости провести настройку устройства коррекцией размера цепочки.

Вывод. Этот способ получения устойчивой работы твердотопливного котла не настолько точный как связанные с вентиляторами, дымососами и компьютером, но за такие деньги получить надежную, автономную и на долгое время во многих случаях благо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector