Виды промежуточных устройств
На заре развития электротехники производились «примитивные» электромагнитные реле. Затем люди поняли, что если поместить контакты в вакуум, то устройство прослужит дольше. Так появилось герконовое реле. Далее прогресс пришел к тому, что если исключить из устройства подвижные части, то срок работы увеличится еще сильнее. В результате миру явились твердотельные реле.
Реле твердотельное SSR-10DA
Это лишь малая часть разновидностей этих приборов. Реле существует сотни видов, каждый из которых создан под определенные цели.
Как включить реле
В классическом электромагнитном устройстве есть пара контактов. Они подвижны. Если на них подается ток, то электромагнит прижимает контакты друг к другу и управляемая цепь замыкается. Такие релейные приборы включаются, если подать на них управляющее напряжение. Обычно именно они и выполняют функцию промежуточных.
Существуют и герконовые реле (геркон, герметичный). Конструкция представляет 2 контакта, помещенных в герметично запаянную стеклянную колбу. Они включаются, если попадают под действие магнитного поля. Проверка такого прибора производится с помощью постоянного магнита. Его необходимо поднести на расстояние 5-15 мм.
Виды реле устройств:
- Твердотельные реле успешно применяются в роли промежуточных. Для включения на прибор необходимо подать управляющее напряжение. В отличие от электромагнитных, в твердотельных устройствах нет подвижных частей.
- Тепловые реле встречаются в чайниках, утюгах, термопотах и автоматических выключателях (тепловой расцепитель). Тепловые устройства замыкают контакты при определенной температуре.
- Реле времени. Для включения необходимо, чтобы прошел определенный промежуток времени. Устройство предназначено для отложенного запуска электрических агрегатов. Классический пример — «крутилка» в советских стиральных машинах. Заводится механизм, и реле отсчитывает время до выключения двигателя. При этом слышен характерный треск.
Существуют другие устройства, срабатывающие на иные типы внешнего воздействия. Они выступают чем-то вроде органов чувств в мире электроники. Такие приборы реагируют на:
- изменение давления (высоты над уровнем моря);
- снижение (увеличение) температуры, влажности;
- появление магнитного поля;
- изменение положения в пространстве;
- наличие света, звука, вибрации.
Конструктивные особенности и крепеж
Приборы старой модификации крепились в электрический щит болтами. Крепеж неудобный. Болты постоянно вываливаются из рук. Монтаж реле тратит много времени. Современные модульные устройства производятся с крепежом на дин рейку. Они часто выпускаются с колодкой. При выходе прибора из строя не нужно отключать провода. Достаточно вытащить его из колодки и заменить новым.
Дополнительная информация. Колодка выполняет те же задачи, что и розетка. В нее вставляется устройство. Колодка имеет нужное число контактов. При необходимости достаточно заменить только само релейное устройство. Колодка остается на месте. Такое техническое решение экономит время на ремонт и обслуживание электрических щитов.
Существуют особенности и в типах корпусов. Они бывают полностью герметичными или открытыми. У некоторых моделей корпус выполнен из прозрачного оргстекла, что позволяет визуально оценить работоспособность. Другие закрыты в прочный металлический, пластиковый или карболитовый кожух, что защищает от воздействия внешних факторов.
Время переключения контактов
В большинстве случаев выдержка времени не учитывается. Но если прибор используется в системах релейной защиты, без этого параметра не обойтись.
Временем срабатывания называется интервал между подачей на управляющую катушку напряжения и полным замыканием управляемых контактов. Для небольших маломощных промежуточных устройств этот параметр исчисляется десятками или сотнями миллисекунд.
Для полного выключения (размыкания управляемых контактов) требуется некоторое время. То есть управляющее напряжение с катушки снято, но контакты остаются в замкнутом состоянии. Процесс выключения так же занимает десятки или сотни миллисекунд.
Спрос потребителей на реле различных производителей
Производителей реле большое количество, среди отечественных часто используется продукция ФГУП «НПП «СТАРТ» в Великом Новгороде, реле РЭП-26 004. РЭП-26 002, РЭП-26 003.
РП-21М, РП-21МН производятся на московском заводе МПО «Электротехника» и в Чебоксарах ООО «ПКФ Опытный завод энергооборудования» г.Чебоксары. Это продукция пользуется хорошим спросом и даже подделывается китайскими конкурентами.
С правой стороны вариант китайской подделки
Профессионалы рекомендуют использовать импортные модели от производителей
ABB, Schneider Finder, Siemens, Electric , Relрol.
Износостойкость контактов этих изделий намного выше, сбои в системе управления сложного оборудования могут привести к остановке производства и дорогостоящему ремонту. Поэтому рациональнее использовать более дорогие реле, но надежные.
5 Сетевой насос для котельной
Описание работы схемы управления электроприводом сетевого насоса.
Схема управления состоит из двух основных частей – Схемы включения двигателя дымососа и Схемы включения двигателя дутьевого вентилятора. В свою очередь, каждая схема содержит схему запуска (управления) и схему аварийной звуковой и световой сигнализации.
Управление сетевым насосом котла. Схема электрическая
Схема включения двигателя дымососа.
Дымосос должен включаться первым, чтобы очистить канал прохождения дыма и гарантированно обеспечить розжиг пламени и ровное горение пламени горелки.
В схему управления дымососом входят следующие элементы:
- 1FU1 – предохранитель цепи управления,
- 1SF1 – выключатель питания,
- SA1 – переключатель режимов работы,
- КА1 – промежуточное реле управления контактором,
- КМ1 – контактор включения двигателя дымососа,
- КК1 – контакты теплового реле перегрузки двигателя дымососа.
Схема работает следующим образом.
Однофазное питание 220В поступает на схему через предохранитель 1FU1 и выключатель 1SF1. Далее, в зависимости от положения переключателя SA1, возможны различные режимы работы – принудительное включение, рабочий режим, режим снятия сигнализации.
В рабочем режиме включается реле КА1, и через его контакты подается питание на катушку контактора КМ1. В цепь питания КМ1 также входят контакты теплового реле КК1, которые размыкаются при перегрузке двигателя дымососа.
Схема аварийной звуковой и световой сигнализации двигателя дымососа.
С общих цепей схемы по проводам 701 и 703 приходит питание схемы аварийной сигнализации. При аварийном выключении дымососа (например, при пропадании питания из-за перегорания предохранителя 1FU1) реле КА1 выключается, и через свои контакты подает питание на звуковой сигнализатор. Выключить сигнал можно переключателем SA1, что также обесточит катушку контактора КМ1 и гарантированно выключит схему.
Индикаторная лампа HL1, которая питается через контакты реле КА1, контакты контактора КМ1 и резистор R1, служит для индикации рабочего режима или аварийной ситуации в зависимости от режима и положения переключателя SA1.
Работа схемы управления двигателем дутьевого вентилятора.
В состав схемы управления двигателем дутьевого вентилятора входят следующие элементы:
- 1FU2 – предохранитель цепи управления,
- 1SF2 – выключатель питания,
- SA2 – переключатель режимов работы,
- SA3 – байпас блокировки включения вентилятора без дымососа,
- КА2 – промежуточное реле управления контактором дутьевого вентилятора,
- КМ2 – контактор включения двигателя вентилятора,
- КК2– контакты теплового реле перегрузки двигателя вентилятора.
Включение дутьевого вентилятора невозможно без включения дымососа. Это необходимо для безопасной и правильной работы всей установки.
Данная проверка обеспечивается включением в цепь питания контактора вентилятора КМ2 контакта реле КА1. Таким образом, запуск вентилятора возможен, только если включено реле КА1 включения дымососа.
Однако, для целей проверки возможно шунтирование данного контакта КА1 переключателем SA3.
Контактор КМ1 включения двигателя дутьевого вентилятора при подаче напряжения на его катушку через предохранитель 1FU2, выключатель 1SF2, реле КА1, КА2, и контакты теплового реле КК2. Управление – через переключатель SA2 и промежуточное реле КА2, как и в схеме управления дымососом.
Схема аварийной звуковой и световой сигнализации двигателя дутьевого вентилятора.
Работа схемы аналогична схеме сигнализации дымососа. Питание схемы – через те же общие цепи.
Для индикации используется звуковой сигнализатор и индикаторная лампа HL2, которая питается через контакты КА2, КМ2 и ограничительный резистор R2.
Силовая часть схемы.
В силовую часть схемы входят два двигателя – М1 (дымосос) и М2 (дутьевой вентилятор).
Двигатель М1 получает трехфазное питание 380В через автоматический выключатель QF1, который защищает его от короткого замыкания и от перегрузки, далее – через контактор КМ1 и тепловое реле КК1. Тепловое реле защищает двигатель от перегрузки и пропадания фазы. Ток уставки теплового реле должен быть выбран таким образом, чтобы он был на 10-20% больше рабочего тока двигателя.
Двигатель дутьевого вентилятора М2 питается через автоматический выключатель QF2, контактор KM2, тепловое реле КК2. Назначение этих элементов – то же, что и для двигателя М1.
Выбор твердотельных реле, защита и особенности работы
Обычное реле и контактор без особых проблем выдерживают кратковременные перегрузки до 150 и даже 200% от номинала. Особенно, если не коммутировать нагрузку с таким током, а повышать ток после замыкания, и понижать перед размыканием.
Обычные контакты могут выдержать и кратковременный ток КЗ, если сработает защита с правильной уставкой тока. Просто, возможно, придётся потом контакты почистить.
Твердотельные реле от перегрузок страдают сильнее, за пол периода портятся безвозвратно, и контакты потом не почистить, из-за отсутствия таковых.
Если при выборе контактора достаточно выбрать запас в 10-20% и защитить его обычным автоматом, то с твердотельными устройствами всё сложнее.
Поэтому для твердотельных реле рекомендуется для активной нагрузки (лампы, ТЭНы) запас по номинальному току в 2-4 раза. При пуске асинхронных двигателей из-за большого пускового тока запас по току нужно увеличить до 6-10 раз.
То есть, трехфазная твердотелка Fotek TSR-40AA-H на 40А, показанная на фото чуть выше, на своих 40 амперах работать вряд ли будет. Мощность двигателя, которую можно коммутировать в данном случае – от 2,2 кВт до 5 кВт. Причём двигатель 5 кВт (это около 10А) должен запускаться обязательно на холостом ходу, с минимальным пусковым моментом, а нагрузку к нему прикладывать можно после пуска и разгона.
Кстати, с индуктивной нагрузкой твердотельные реле могут вести себя неадекватно, у меня бывали проблемы. В случае высокоиндуктивных нагрузок (трансформаторы, катушки с магнитопроводами, электрические звонки, и т.п.) нужно параллельно нагрузке включать RC-цепь (снабберную цепь из последовательных резистора и конденсатора) для уменьшения влияния противо-ЭДС. Кроме того, эта цепь уменьшает общую индуктивность нагрузки, т.е. делает её более активной. И ТТР легче работать.
Достоинства и недостатки
Основные типы реле обладают множеством достоинств над полупроводниковыми ключами, такими как:
- относительно низкая стоимость (благодаря недорогим составляющим);
- присутствует мощная изоляция между катушкой и контактной группой;
- не подвержены вредному влиянию перенапряжения, помехам молний, коммутации мощных электрических установок;
- есть управление линиями с нагрузкой до 0,4 кВ (при малом объеме устройства).
Дополнительный плюс – отсутствие проблемы охлаждения и безвредность для атмосферы. Например, при замыкании с током в 10 А в реле по катушке распределяется меньше, чем 0,5 Вт. В сравнении с электронными аналогами данное значение выше 15 Вт.
Недостатки импульсного реле:
- износ, а также проблемы коммутации индуктивных нагрузок и высоких напряжений (если ток постоянный);
- при включении и выключении цепи происходят радиопомехи, поэтому требуется экранирование;
- относительно долгий период времени срабатывания.
Серьезным минусом можно считать непрерывный износ при коммутации (деформация пружин, окисление контактов, например).
Однако стоит уточнить, что при использовании именно электронных реле, есть такие плюсы как: безопасность, хорошая скорость подключения, доступность на рынке, бесшумная работа, расширенный функционал. А среди минусов: перегрев при коммутации больших токов, нарушение работы при сбоях в электросети, сопротивление в закрытом положении и др.
Watch this video on YouTube
Watch this video on YouTube
Тем не менее, электронные реле развиваются достаточно стабильно и быстро. Они популярны благодаря своему функционалу, который можно относительно легко расширить.
1 Схема управления насосной станцией с задвижкой и двумя насосами
В тексте и схеме выделил места, которые надо согласовать с технологией работы схемы (давление, уровень, и т.д.)
Схема управления насосной станцией с задвижкой и двумя насосами
Схема содержит двигатель задвижки М1 с реверсивным управлением и два двигателя насосов М2 и М3.
Схема управления насосной станцией с задвижкой и двумя насосами
Рассмотрим работу задвижки
Двигатель задвижки М1 включается через контакторы КМ1 и КМ2, которые обеспечивают реверс для открытия и закрытия задвижки. Схема управления задвижкой содержит две основные части – схема открытия, схема закрытия, и общие цепи.
К общим цепям можно отнести:
- SL – поплавковое реле уровня, его контакты замыкаются при низком уровне жидкости,
- SP – реле давления, его контакты замыкаются при нужном давлении жидкости.
- SB1 – кнопка Стоп,
- SQ3, SQ4 – аварийные выключатели задвижки,
- KL1 – блокировочное реле, для правильной работы задвижки.
Цепи открытия задвижки:
- SB2 – ручное открытие,
- SQ2 – конечный выключатель открытого положения задвижки,
- КМ1 – катушка контактора открытия задвижки,
- HL2 – индикатор наличия общего питания и индикатор открывания.
Цепи закрытия задвижки:
- SB3 – ручное закрытие,
- SQ1 – конечный выключатель закрытого положения задвижки,
- КМ2 – катушка контактора закрытия задвижки,
- HL1 – индикатор наличия питания цепей открывания/закрывания и процесса закрывания.
В исходном состоянии задвижка закрыта, что контролируется конечным выключателем SQ1.
Открытие либо закрытие задвижки может происходить, только при низком уровне и нужном давлении жидкости и не активных аварийных концевых выключателях SQ3, SQ4.
Задвижка может открываться только если работает один из насосов. При этом включается реле KL1, и нормально открытый контакт этого реле включает контактор КМ1, который включает двигатель задвижки в направлении открытия. Задвижка открывается до тех пор, пока не сработает концевой выключатель SQ2.
Далее, при выключении насоса выключается реле KL1, и через его нормально закрытый контакт включается контактор КМ2, который включает двигатель задвижки в направлении закрытия. Задвижка закрывается до тех пор, пока не сработает концевой выключатель SQ1.
Задвижка может оставаться в промежуточном положении, если в процессе открытия либо закрытия разомкнутся контакты реле уровня или давления SL и SP.
Задвижкой можно управлять вручную, с помощью кнопок SB1, SB2, SB3.
Двигатель задвижки М1 включается через мотор-автомат SQ1 и силовые контакты КМ1 (открытие) либо КМ2 (закрытие).
Рассмотрим работу насосов
Система содержит два двигателя насоса, которые работают поочередно. Выбор насоса осуществляется вручную, с помощью переключателя SA1, который имеет 2 положения. В положении 1 (левая верхняя точка на схеме переключателя) работает контактор КМ3 (двигатель М2, насос Н1). В положении 2 работает контактор КМ4 (двигатель М3, насос Н2).
После выбора насоса для его включения нужно нажать кнопку Пуск SB5. Допустим, выбран насос Н1. После нажатия кнопки SB5 напряжение схемы управления поступает через защитный автомат QF2, кнопку Стоп SB4, кнопку Пуск SB5, переключатель SA1, нормально закрытые контакты КМ4, и питают левый вывод катушки контактора КМ3. Правый вывод контактора КМ3 питается через нормально закрытый контакт теплового реле КК1. Контактор КМ3 при отпускании кнопки Пуск SB5 остается включенным, благодаря контакту самопитания КМ3.
Силовые контакты КМ3 замыкаются, три фазы поступают через мотор-автомат QF3, контакты КМ3, тепловое реле КК1 на двигатель М2 насоса Н1.
Насос Н2 при его выборе переключателем SA1 работает аналогично, через свои цепи управления и питания.
Отключение работающего насоса производится тремя путями:
- Штатно – нажатием кнопки Стоп SB4,
- Переключателем SA1, после этого оба насоса будут в выключенном состоянии,
- Аварийно – при срабатывании теплового реле КК1 либо КК2 вследствие перегрузки двигателя либо обрыва фазы.
О чем расскажет маркировка?
В маркировке контакторов указан полный набор данных о назначении и особенностях конструкции, в том числе информация о климатическом исполнении.
Расшифровка модели ТКЕ520ДГ: устройство с выдержкой обмотки до 30 В, а контактов – до 5 А, есть два замыкающих контакта, конструкцией прибора предусмотрен долгосрочный режим работы, выполнен герметично
Рассмотрим подробно структуру условного обозначения на примере ПЭ41(Н) (*)(*)(*)(*)(*)/(*)(*)(*)(*)5:
- РЭП — реле электромагнитное промежуточное.
- 37 (Н) – номер разработки.
- (*) — обозначение рода тока в цепи включающей обмотки: 1 — постоянного тока; 2 — переменного тока.
- (*) — вид замедления: 1 — замедленные при включении; 2 — замедленные при отключении.
- (*) — значение исходя из численности обмоток;
- (*)(*) — числовое значение замыкающих и размыкающих контактов;
- (*)(*) — напряжение или ток силовой намотки: постоянный (D) и переменный (А);
- (*)(*) — обозначение электросилы удерживающих обмоток;
- (*) — вид и технология подсоединения тыловых проводниковых линий: 1 – с ламелями под пайку; 2 – монтаж с винтовой фиксацией; 3 — крепление клеммами к разъемной колодке.
- (*)5 — климатическое оформление и категория размещения по ГОСТ: УХ — умеренно-холодный; В — всеклиматический.
При выборе необходимой модели коммутирующего устройства берутся во внимание не только его электротехнические параметры, но и среда, в которой оно будет работать. Подбор контактора производится исходя из требуемых характеристик: питающей силы (В), расходуемой мощности (Вт), коммутируемого тока (А), групп контактов, время сработки (с), размеров
Подбор контактора производится исходя из требуемых характеристик: питающей силы (В), расходуемой мощности (Вт), коммутируемого тока (А), групп контактов, время сработки (с), размеров
Несмотря на предусмотренное высокое качество коммутатора, основной недостаток заключен в системе контактов. Предполагается, что чистая связная группа может находиться только в герметичных условиях вакуума. Если же воздействует основной отрицательный фактор – контакт с воздухом – на них начинает образовываться оксидная пленка.
3 Схема для котельной
Схема состоит из двух частей – силовой части и схемы управления.
Силовая часть схемы
Силовая часть состоит из цепей питания двух двигателей – двигателя подачи воздуха (продувки) и двигателя насоса подачи воды.
Схема для подачи воздуха и воды в котельную
Рассмотрим силовую часть двигателя подачи воздуха, которая состоит из следующих элементов:
- QF1 – защитный автоматический выключатель двигателя М1,
- КМ1 – контактор,
- КК1 – силовая часть теплового реле,
- М1 – двигатель воздуха.
Трехфазное напряжение поступает на защитный автоматический выключатель QF1, и через его контакты на контактор КМ1. По команде со схемы управления (её мы рассмотрим ниже) контактор приводится в действие, его контакты замыкаются, и напряжение поступает через тепловое реле КК1 на двигатель М1.
Тепловое реле КК1 защищает двигатель от перегрузки, которая может быть вызвана заклиниванием, механической неисправностью, межвитковым замыканием в двигателе, пропаданием питающей фазы. Ток уставки теплового реле выставляется таким образом, чтобы остановить двигатель в случае отклонения номинального тока по любой из фаз на заданное значение (обычно, 15-20%). В случае перегрузки двигателя тепловое реле срабатывает, и приводит в действие исполнительные контакты (входят в схему управления), которые размыкают цепь питания катушки контактора. Контактор выключается, и двигатель полностью обесточивается.
Защитный автомат QF1 дополнительно защищает цепь питания двигателя от перегрузки и сам двигатель от короткого замыкания. Другая его функция – оперативное выключение двигателя для ремонтных и профилактических работ.
Силовая часть насоса подачи воды состоит из следующих элементов:
- QF2 – защитный автоматический выключатель двигателя М2,
- КМ2 – контактор,
- КК2 – силовая часть теплового реле,
- М2 – двигатель насоса.
Работа силовой части насоса воды аналогична работе первой части.
Схема управления
Напряжение для питания схемы управления поступает через защитный автоматический выключатель SF1.
Кнопкой SB2 оператор запускает подачу воздуха. При этом контактор КМ1 своим дополнительным контактом становится на самоподхват. Выключение производится кнопкой SB1.
Для включения подачи воды нужно нажать кнопку SB4. Выключение – SB3. Также используется для работы контактора КМ2 контакт самоподхвата.
Подав воздух посредством двигателя М1, оператор подает воду насосом М2. После этого производится розжиг топлива.
Качество сгорания топлива регулируется оператором посредством задвижки воздуха и регулировкой подачи топлива.
Рассмотрим систему контроля наличия воды, которая основана на реле KV1. Это реле работает от контактов датчика низкого уровня воды SQ1. Этот датчик замыкает контакты и подает питание на реле KV1, когда уровень воды в норме, и размыкает контакты, когда уровень воды аварийно низкий.
При включении реле KV1, что говорит о том, что вода в норме, включается клапан подачи газа К1, через который гад поступает в горелку. Если же уровень воды падает ниже критического, реле KV1 выключается, клапан подачи газа выключается, и газ перестает поступать в горелку.
Тем самым предотвращается закипание остатков воды и повреждение котла.
Кроме того, в данной ситуации загорается красный индикатор HL3, который сигнализирует о проблеме с уровнем воды. Питание на него подается через нормально закрытый контакт реле KV1.
В схеме присутствуют индикаторы включения подачи воздуха HL1 и подачи воды HL2.
Устройство и модели реле контроля фаз
Zamel CKM-01
Пойдём от простого к сложному. В качестве примера рассмотрим сначала реле СКМ-01 производства польской фирмы Zamel.
CKM-01 от Zamel. Краткие характеристики на упаковке
У реле на вход подаётся три фазы (L1, L2, L3) и ноль (N), питание внутренней схемы – от фазы L1. Выходное реле — с одним переключающим контактом. Также имеются два индикатора, которые показывают чередование и асимметрию фаз.
Вот как это реле выглядит вживую:
Реле контроля фаз Замель CKM-01. Внешний вид
Электрическая схема реле CKM-01 Zamel очень простая, собрана всего на двух транзисторах. Внутренности CKM-01 Zamel можно рассмотреть ниже на фото.
Zamel CKM-01. Внутреннее устройство
Zamel CKM-01. Внутреннее устройство
Zamel CKM-01. Внутреннее устройство
Инструкцию от производителя можно будет скачать в конце статьи.
РНПП-311
РНПП-311Реле напряжения, перекоса и последовательности фаз
Недавно появилось реле РНПП-311М, у него более современный и компактный корпус и больше настроек.
Реле напряжения, перекоса и последовательности фаз РНПП-311М
Далее, по степени увеличения функциональности.
OMRON K8AB
Более навороченная модель — OMRON K8AB:
Omron K8AB-PA. Внешний вид
Тут уже есть дополнительный регулятор времени срабатывания (реагирования). Также это реле реагирует не только на понижение, но и превышение напряжения на одной из фаз.
Схема собрана на микроконтроллере, как и все модели, которые рассмотрю ниже.
Временная диаграмма и схема, расположенная на боковой стенке этого реле:
Omron K8AB – временные диаграммы, настройка и схема
В линейку реле Omron K8AB входят 4 модели, и они обеспечивают очень расширенные настройки, на любой вкус. Инструкция – там же.
Carlo Gavazzi DPC01
Ещё одно реле контроля напряжения, из тех, что мне попадались – Carlo Gavazzi DPC01. Оно участвует в схеме промышленного компрессора-холодильника, про который я писал в статье про применение Устройства Бесперебойного питания (ИПБ, UPS) или про то, как я спас молоко от прокисания.
Carlo Gavazzi DPC01
На входе – три фазы, на выходе – два реле, контакты которых в данном случае подключались в схему последовательно и рубили цепь питания схемы управления. Кроме четырех регуляторов настроек, под крышкой с сорванной пломбой – ещё переключатели режимов работы.
В той статье я не написал, что пытался запустить этот холодильник, исключив это реле из схемы. Но Carlo Gavazzi оказался прав – компрессор не хотел запускаться при таком плохом качестве напряжения.
Устройство и принцип работы реле
Реле представляет собой катушку, состоящую из немагнитного основания, на которое намотан провод из меди с тканевой или синтетической изоляцией, но чаще всего с диэлектрическим лаковым покрытием. Внутри катушки установленной на нетокопроводящее основание, размещается металлический сердечник. Также в устройстве имеются пружины, якорь, соединительные элементы и пары контактов.
При подаче тока на обмотку электромагнита (соленоида) сердечник притягивает якорь, который соединяется с контактом и электрическая или электронная цепь замыкается. При снижении силы тока до определенного значения, якорь, под действием пружины, возвращается на исходную позицию, вследствие чего происходит размыкание цепи.
Более плавная и точная работа достигается благодаря использованию резисторов, а защиту от скачков напряжения и искрения обеспечивает установка конденсаторов.
У большинства электромагнитных реле имеется не одна, а несколько пар контактов, что позволяет управлять несколькими цепями одновременно.
Простейшая схема устройства электромагнитного соленоида
Если в двух словах, то этот вид коммутационного устройства работает по принципу электромагнитной индукции. Благодаря довольно простому принципу действия реле имеют высокую надежность в эксплуатации.
В видеоролике ниже разъясняется принцип действия электромагнитного КУ:
Watch this video on YouTube
Где используются?
Твердотельные реле — уникальные устройства, которые после монтажа не требуют особого обслуживания. Здесь работает принцип «установил и забыл». К примеру, в простых моделях очистка контактной группы осуществляется с определенной периодичностью — как правило, через определенное число циклов. Если изделие работает редко, это не вызывает проблем.
Но как быть с аппаратурой, для работы которой требуется частое срабатывание — один раз в секунду или даже чаще? Пример такой техники — станок с клапанами соленоидного типа.
Подача напряжения происходит через реле, которому приходится разрывать до десяти ампер индуктивного I. Если поставить контактное устройство, его замену придется осуществляться раз в 1-2 месяца. Если поставить твердотельный аналог, об этом можно забыть на долгие годы.
Несмотря на надежность работы, ТТР требуют периодического осмотра. Базовые рекомендации в этом вопросе дает производитель изделия. Как правило, речь идет о проверке факта замыкания контактов, целостности корпуса и изоляции.
Реализация схемы управления освещением на промежуточных реле
Мой постоянный читатель Николай собрал предложенную схему. Задача стояла сделать включение света с четырех мест в большом общественном помещении, причем использовать выключатели, а не кнопки. К каждому выключателю было подведено 3 провода, а плитку трогать было вообще не вариант.
Процесс сборки:
Сборка схемы на переключателях и реле
Обратите внимание – используются клеммы Wago 221 на 5 контактов, установленные на ДИН-рейку через специальный держатель
Сборка и отладка схемы управления освещением на реле
В качестве промежуточных реле используются реле Finder с катушкой на 230В.
Схема управления освещением на реле и модульном контакторе
Поскольку используются мощные прожектора, мощность которых более 2 кВт, применен модульный контактор с током контактов 25А. Контактор разделяет “логическую” и силовую части.
Схема получилась следующая:
Схема на 2 проходных переключателях 2 реле и модульном контакторе
А процесс монтажа в подсобном помещении (электрощитовой) выглядел так:
Монтаж системы управления освещением с 4 мест
Используется кабель NYM, медный моножильный круглый.
Ещё схемы на реле
Схема автоматического переключения фаз от городской электросети и генератора с защитой от дурака:
Схема автоматического переключения фаз от городской электросети и генератора с защитой от дурака
Схема автоматического переключения фаз от городской электросети и генератора с защитой от дурака. За монтаж извиняюсь, тут главное принцип.
Схема автоматического переключения фаз от городской электросети и генератора с защитой от дурака
Подобные схемы у меня рассматриваются в статье про подключение генератора к домашней электросети.
Вот другая схема, управление по двум проводам тремя нагрузками. Автор подробно рассказывает на видео, как и что работает: