Можно ли применять тосол для системы отопления дома

Заливка антифриза в отопление

Если все же было решено залить в систему отопления именно тосол, необходимо придерживаться правил безопасности в процессе работ и эксплуатации.

  • если замерзание происходит при -40 °C, отношение воды к концентрату 1:1;
  • -30 °C— 2:3;
  • — 20 °C— 1:2.

Процесс заливки тосола в систему отопления:

  1. Необходимо спустить весь теплоноситель;
  2. Хорошо промыть трубы и радиаторы;
  3. Проверить герметичность соединений труб, можно заменить прокладки;
  4. Заливка тосола осуществляется при помощи специального насоса.

Замена жидкости с этим веществом проводится очень аккуратно, можно использовать резиновые перчатки и респиратор.

  1. В случае использования этого антифриза потребуется замена циркуляционного насоса на более мощный;
  2. Тосол вытекает из труб даже при незначительной микротрещине;
  3. Резиновые прокладки в системе отопления нужно поменять на паронитовые;
  4. Этот состав можно заливать только в систему закрытого типа, использование тосола в системах с расширительным бачком открытого типа опасно для здоровья;
  5. Скорость нагрева с этим химическим веществом намного ниже;
  6. Не стоит использовать тосол в двухконтурных котлах, так как возможно подмешивание жидкости из отопительного контура в контур водоснабжения;
  7. Не рекомендуется заливать антифриз в систему с оцинкованным трубопроводом. Это может стать причиной химических изменений и потери первоначальных свойств труб;
  8. Основное отличие тосола и специальной жидкости для отопления состоит в наличии в последних пеногасительных присадок. Ними можно предупредить завоздушивание системы отопления.

Эффективность охлаждения двигателя

На первый взгляд, традиционная технология хороша тем, что механически защищает металл от коррозии. Как? Эти составы образуют слой толщиной до 0,5 мм, который, осев на поверхности деталей, предотвращает развитие коррозионных процессов. Вот только теплопроводность этой пленки настолько плоха, что охлаждение двигателя может сократиться на 50%, что не есть хорошо. Проще говоря, отечественный «Тосол» частенько может выступать в качестве прекрасного изолятора! Движок начинает систематически перегреваться (хоть и не критически), а это приводит к его эксплуатации в условиях, к которым он чисто технологически не был приспособлен. Он быстрее изнашивается, резко повышается расход топлива и падает мощность.

Карбоксилатные жидкости в этом отношении явно лидируют. Они тоже образуют защитный слой, но его толщина не превышает 0,0006 мм (60 ангстрем). Эта пленка практически никак не влияет на процесс отведения тепла от двигателя, а потому тот не перегревается. Так что лучше: антифриз или «Тосол»? Как выбрать между двумя типами жидкостей, неужели можно ориентироваться только по этой характеристике? Конечно же, нет.

Что это

Тосолом или антифризом называют незамерзающую жидкость, которую заливают в расширительный бачок автомобиля. Также ее используют в системах отопления. В переводе наш язык антифриз означает «против замерзания». Именно поэтому его еще называют незамерзайкой. То есть, эта жидкость не замерзает при отрицательной температуре, также она охлаждает двигатель во время работы и защищает его элементы от коррозии.

Производство незамерзайки не имеет негативного воздействия на природу. В состав фабричного антифриза зачастую входят этиленгликолевые, пропиленгликолевые, глицериновые смеси

, а также одноатомные спирты и другие вещества, которые изготовлены на основе воды. Иногда добавляются еще ароматизаторы. Отметим, что в домашних условиях сделать тосол довольно легко. Как именно? Читайте дальше!

Виды антифризов

На сегодняшнее время в системах отопления применяется несколько видов антифриза: на основе этиленгликоля и пропиленгликоля. Антифриз на этиленгликоле токсичен, но более дешев в цене по сравнению с пропиленгликолем.

К тому же, основными преимуществами пропиленгликоля является отсутствие токсичности при эксплуатации и образование осадка в системах отопления. К сожалению стоит такой антифриз для алюминиевых радиаторов достаточно дорого, поэтому многие выбирают антифриз на основе этиленгликоля.

Тосол для системы отопления

Наша сегодняшняя тема достаточно спорная и широко обсуждается на форумах. Речь пойдет про применение тосола для отопления дома. Говоря о тосоле, скорее всего, подразумевают охлаждающую жидкость для радиаторов автомобилей. Но ведь тосол в первую очередь – это жидкость, которая не замерзает.

То же самое можно сказать и про антифриз.

Есть ли между ними разница и в чем она заключается? Почему все твердят, что нельзя лить тосол в контур, а на практике люди все равно его льют? А может это еще одна уловка рекламы? Мы поможем вам разобраться можно ли в систему отопления заливать тосол «от а до я» и распутать этот клубок.

Применять или не применять незамерзающую жидкость в качестве теплоносителя?

Нет такого ГОСТА или стандарта, который предусматривает обязательное применение теплоносителя или запрещает его использование. Иногда встречаются проекты промышленных систем, которые предусматривают необходимость применения «водно-гликолевых растворов», а если обратиться к производителям отопительного оборудования, у них тоже нет единого общего решения — одни вообще запрещают, другие разрешают применение определенных марок теплоносителей. Какое решение верное?

Ответ на этот вопрос можно получить, принимая во внимание совокупность многих факторов: это и модель оборудования, и тип строения, режим его использования, материал и утепление стен, вид системы, регион местонахождения. Но самым важным фактором является степень защищенности системы в непредвиденных, экстренных случаях

eddiki

Я сам себе делал систему отопления первый раз в жизни на металлопластике, протечек в фитингах нет. Аргумент в пользу антифриза привёл специалист, который запускал мне котёл — у антифриза есть свои минусы, но главное — сохранить систему при любых форс-мажорах. По его словам, в прошлую зиму на воде по разным причинам умерло много СО. У меня пропиленгликоль, -20, система работает, а я спокойно сплю, когда меня нет на даче.

Ни для кого не секрет, что главная задача теплоносителя – уберечь систему от размораживания и повреждения в случае непредвиденных ситуаций. А таких ситуаций, когда дом может надолго остаться без отопления, достаточно много:

  • длительный отъезд всей семьи, когда дом отапливать некому;
  • сезонное использование дачи или дома;
  • наконец, никто не застрахован от аварий на газопроводе или от длительного отключения электроэнергии, что стало часто встречаться зимой после ледяных дождей, которые обрывают линии электропередач.

В таких условиях применение незамерзающей жидкости является абсолютно оправданным решением.

Заливка теплоносителя в отопительную систему своими руками

После спуска антифриза систему промывают чистой водой

Антифриз для отопления со временем стареет, снижается его теплоемкость и антикоррозийные свойства, поэтому его периодически меняют. Средняя периодичность – 5 лет. Перед заливкой теплоносителя необходимо слить старый антифриз из системы.

Порядок выполнения работ:

  1. Обязательно разогревают котел отопления, невзирая на температуру окружающей среды.
  2. Открывают батареи и переводят систему в самотечный режим.
  3. Отключают от электросети котел и другие приборы системы.
  4. Подготавливают ведра, тазы для слива старого теплоносителя.
  5. С помощью отсекающего крана отсоединяют насос, поскольку без теплоносителя он моментально выходит из строя. Внутри останется старый антифриз, но его объем будет небольшим, поэтому на работу системы это не повлияет.
  6. Открывают вентиль и наполняют емкости. Предпочтительнее сливать систему через заливочный вентиль, расположенный недалеко от котла, в самой нижней точке. Если сливное отверстие не предусмотрено, подсоединяют один конец шланга к сливному отверстию батареи или к крану Маевского, другой конец вставляют в тару.
  7. После слива теплоносителя систему промывают чистой водой или специально предназначенными для этой цели растворами.
  8. В соответствии с инструкцией производителя разбавляют жидкость, согласно необходимой температуре замерзания. Температура замерзания имеет нелинейную зависимость от количества залитой воды – при разбавлении 20 л антифриза с температурой замерзания –65°C на 50% водой температура замерзания составит –20°C, а не –32,5°C, как можно было бы предположить.
  9. Очищают грязевой фильтр.
  10. При помощи насоса, подключенного к отверстию для закачки, наполняют систему свежим составом.
  11. В процессе работы необходимо спускать воздух, контролируя давление по показателям манометра.

Для разбавления теплоносителя используют только дистиллированную воду, не содержащую солей кальция и магния, в противном случае выпадет осадок. В крайнем случае следует проверить реакцию, отдельно смешав водопроводную воду с малым количеством антифриза в нужных пропорциях. В обязательном порядке соединяют состав с водой в отдельной емкости, чтобы обеспечить равномерное перемешивание. Заливать сначала антифриз, а затем воду, в систему нельзя. Это приводит к неравномерному прогреву радиаторов, выходу из строя насосного оборудования, вспениванию. Если по незнанию система была заполнена именно таким образом, насос включают на минимальную мощность и стравливают постепенно воздух. Смешивание через какое-то время произойдет, но гарантии, что оно будет равномерным, нет.

Пропиленгликолевые средства

По внешнему виду пропиленгликоль невозможно отличить от этиленгликоля многие физические свойства у них одинаковые. Но пропиленгликоль обладает текучестью и если вовремя не заметить протечку, то он может полностью вытечь.

Антифризы на основе пропиленгликоля имеют зеленый цвет по наличию в нем пищевой добавки, что позволяет сделать вывод о том, что он не токсичен. Более того, эта добавка всесторонне используется при производстве различных косметических средств и пищевой промышленности. И если вдруг возникнет утечка, то никакого страшного вреда это не принесет.

Температура, при которой он замерзает (а точнее, меняет консистенцию) выше, чем этиленгликолевый антифриз, и составляет около минус 50 градусов. Пропиленгликолевые антифризы не повреждают внутреннюю поверхность систем, а наоборот, оказывают противоположное воздействие. Что несет такие положительные качества как меньшее сопротивление и меньшие потери энергии.

Такой вид антифриза более дорогой и используется тогда, когда важна экологичность. Дороговизна обуславливается тем, что при производстве используются качественные импортные материалы.

Почему не рекомендуется заливать тосол в систему отопления


Разновидности автомобильных тосолов

До того как залить тосол в систему отопления необходимо узнать его точный состав. В подавляющем большинстве случаев он включает в себя этиленгликоль. Это вещество является крайне ядовитым для человека. В жидком состоянии нужно остерегаться попадания в глаза и на открытые участки кожи. Но намного опаснее тосол, который переходит в пар из-за воздействия высоких температур, когда возникает перегрев или небольшая утечка теплоносителя.

  • Вязкость у тосола выше, чем у воды. Поэтому нужно заменить циркуляционный насос на более мощный – на 15-20%;
  • Высокая степень текучести. Достаточно небольшой микротрещины или неплотного соединения в трубопроводе, чтобы тосол для отопления дома начал проникать в помещение. Обязательно все резиновые прокладки заменяются на паронитовые;
  • Можно ли залить тосол в отопление открытого типа с негерметичным баком? Нет, это категорически воспрещается;
  • Скорость нагрева теплоносителя с добавлением тосола будет ниже, чем у простой дистиллированной воды. Это нужно учитывать при выборе температурного режима работы системы;
  • Нельзя заливать тосол для систем отопления в концентрированном виде. Это может привести к повреждению насоса, выходу из строя котла. Соотношение автомобильного антифриза к воде можно узнать на этикетке.

С какими еще проблемами можно столкнуться после заливки незамерзающей жидкости? Прежде всего – ее качество. При несоблюдении технологии изготовления после длительного термического воздействия на раствор тосола в нем появляются сторонние вещества в виде белых хлопьев. Они негативно сказываются на состоянии системы отопления, могут стать причиной снижения пропускной способности трубопровода и передачи энергии теплообменником.

Срок эксплуатации жидкостного насоса

Известно, что основной причиной выхода жидкостного насоса из строя является гидродинамическая кавитация. Проще говоря, это образование многочисленных пузырьков газа в жидкости и их быстрое схлопывание у рабочих поверхностей механизма. В результате материалы ежесекундно подвергаются настоящей гидродинамической атаке, которая способствует быстрому разрушению металла. С течением времени образуются каверны, и детали выходят из строя.

Вот в этом случае хотелось бы порекомендовать не «вестись» на прокламации производителей. Законы физики не обманешь, а потому разницы между антифризом и «Тосолом» тут практически нет. Никакой повышенной защиты антифриз в этом случае обеспечить не может.

Правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя: что это такое?

На сегодняшний день практически все, что касается индивидуального строительства и обустройства жилых домов, регулируется законодательством. Не является исключением и данный случай, поскольку существуют специальные правила учета тепловой энергии и теплоносителя, которые сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 18 ноября 2013 года.

Вообще, методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя – вопрос интересный, хотя и достаточно сложный для обычного пользователя. Но при желании разобраться, каким образом производятся те или иные расчеты и из чего складываются нормы, применяемые в дальнейшем, можно, ознакомившись с документацией по этой теме.

Согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, допуск в эксплуатацию узлов учета осуществляется представителем энергоснабжающей организации

Подводя итог, стоит отметить, что купить теплоноситель для системы отопления загородного дома можно, исходя из различных критериев и факторов. Для многих решающим фактором является цена теплоносителя для системы отопления, а кто-то больше внимания уделяет вопросу безопасности и эффективности. В любом случае, перед покупкой стоит взвесить все аргументы в пользу того или иного решения.

Температурный график теплоносителя: требования и нормы

Для теплоносителя, норма температуры в системе отопления указана исходя из показателей, полученных тогда, когда жидкость уже прошла полный круг и возвращается в котел. Согласно стандартам, среднесуточная температура в помещении не должна быть меньше +8°С на протяжение трех суток.

Температура воды в системе отопления не должна опускаться ниже точки росы

Кроме того, помимо норм, которые были предоставлены, во внимание должен быть принят и минимальный нагрев в котле

Очень важно, чтобы температура воды не опускалась ниже точки росы. Обычно этот показатель колеблется в пределах 60-70°С, хотя допустимы и некоторые отклонения, связанные с особенностями используемого топлива, а также самого агрегата

Если по какой-либо причине это правило нарушается, то в результате будет возникать конденсат, который негативно отразиться на эксплуатационном сроке прибора

Обычно этот показатель колеблется в пределах 60-70°С, хотя допустимы и некоторые отклонения, связанные с особенностями используемого топлива, а также самого агрегата. Если по какой-либо причине это правило нарушается, то в результате будет возникать конденсат, который негативно отразиться на эксплуатационном сроке прибора.

Кроме того, в процессе подогрева теплоносителя, во внимание должен быть принят такой фактор, как температура воздуха за окном. То есть, если на улице очень холодно и температура опустилась ниже отметки -20°С, то теплоноситель должен подогреваться сильнее

Для того чтобы система отопления работала исправно и поддерживала комфортную температуру в доме, необходимо правильно выбрать теплоноситель согласно эксплуатационным характеристикам оборудования

При этом, температурный график теплоносителя, пределы которого определяются как 30-90°С, не должен нарушаться, так как это может привести к тому, что лакокрасочные покрытия оборудования будут разлагаться. Да и санитарные нормы запрещают превышение этих показателей.

Таким образом, выбирая теплоноситель для электродных котлов отопления и других систем необходимо принимать во внимание множество факторов. Конечно, цена – важный критерий, и для многих именно она является определяющей, но не стоит забывать о безопасности

Если есть возможность, то лучше не экономить, и отдать предпочтение лучшим теплоносителям, которые также характеризуются высокой эффективностью.

https://youtube.com/watch?v=5UgJ8utQDeU

Антифриз на основе этилового спирта

Смесь для радиатора можно сделать самостоятельно. Для этого понадобиться: дистиллированная вода и 40% этиловый спирт.

Для использования в системе отопления антифриза не всегда есть возможность заливать готовые покупные смеси. В этом случае можно использовать теплоноситель, который легко подготовить своими руками. вы спросите, как это возможно? Все очень просто, такой теплоноситель представляет собой незамерзающую смесь из дистиллированной воды и сорокапроцентного этилового спирта. Подобный антифриз, приготовленный своими руками для системы отопления, отличается следующими характеристиками:

вязкость жидкости немного выше, чем у воды, но намного ниже, чем у покупных антифризов;
текучесть меньше антифриза, что позволяет несколько снизить требования, предъявляемые к герметичности соединений контура. Резиновые уплотнители не повреждаются при использовании именно такой жидкости;
смеси на основе спирта обладают еще одним преимуществом, что делает их отличным выбором для металлических радиаторов

Дело в том, что спирт препятствует развитию коррозии, а это важно для систем, разрушение которых может привести к самым различным неприятностям;
в данном случае для системы отопления рекомендуется применять жесткую воду, которая вместе со спиртом препятствует образованию на внутренних поверхностях накипи. Осадок образуется в твердом виде, при профилактической промывке он очень легко удаляется из системы;
при содержании спирта в смеси от 30 процентов, он не испаряется отдельно;
температура кипения спиртового теплоносителя примерно равна значению для обычной воды

То есть когда температура повышается до 85 градусов тепла, не происходит ее закипания с образованием больших масс пара;
спирт в составе теплоносителя снижает температурное расширение, то есть при замерзании отопительные трубы и прочие элементы не повреждаются.

Если приходится выбирать между водой и спиртовой смесью, то многие специалисты рекомендуют отдавать предпочтение второму варианту (если конструкция котла позволяет это сделать). Пропорции такого состава рассчитываются, исходя из того, какие температурные значения планируются:

Если по каким-то причинам отключают котел, обязательно следует слить с радиатора горячую воду, в противном случае может произойти разрыв труб.

  • при понижении температуры до минус 10,6 градуса — содержание спирта должно составлять 20,3 процента;
  • при понижении до значения в минус 23,6 градуса — содержание спирта составляет 33,8 процента;
  • при замерзании до минус 28,7 градуса — содержание спирта должно составить 39 процентов;
  • при понижении до минус 33,9 процента — содержание спирта составляет 46,3 процента.

Что понадобится

Антифриз отвечает не только за охлаждение мотора, но и поддерживает его нормальную работоспособность, избавляя при этом от коррозии и защищая от частиц ржавчины с помощью имеющихся в составе специальных присадок. Если разбавить концентрат водопроводной водой, то существует риск не только уменьшить эффективность присадок, но и добавить в жидкость микроэлементы, негативно воздействующие на работу двигателя и вызывающие коррозию.

Кроме того, соединения хлора, магния, кальция и других химических элементов, которые содержатся в воде из-под крана, засоряют мелкие каналы в моторе, снижая тем самым эффективность охлаждающей жидкости.

Из сказанного выше следует, что для изготовления смеси из концентрата антифриза требуется не только качественный концентрат, но и дистиллированная вода, не содержащая примесей.

Особенности заливки антифриза в систему отопления

Для того чтобы не делать самому незамерзающую жидкость для отопления и при этом рисковать работоспособностью всей системы – необходимо приобрести уже готовый состав. Однако помимо этого следует ознакомиться с технологией заливки.

Если в системе есть старый теплоноситель – его следует слить. При этом рекомендуется проверить его состояние. Степень загрязнения укажет на актуальность проведения комплексной очистки. Она выполняется до того как залить в систему отопления антифриз. Последующие этапы работы заключаются в выполнении таких пунктов:

Если до этого использовался антифриз – обязательно выполняется полная промывка системы. В противном случае смешивание двух разных незамерзающих жидкостей для печного теплоснабжения может привести к нежелательным химическим реакциям;

Закрытая система. В ней точка заливки должна находиться ниже всех остальных приборов отопления. С помощью насосного оборудования выполняется заполнение незамерзающей жидкостью системы отопления частного дома

Важно, чтобы давление в трубах не превышало значение 3 атм;

Открытая система. Для нее использование незамерзающей жидкости для водяного отопления не рекомендуется

Постоянный контакт с воздухом может привести к значительному повышению вспенивания. Заливка выполняется через верхний расширительный бачок;

Тестирование отопления. Температура в системе повышается постепенно. Одновременно с этим проверяется герметичность всех узлов, а также отсутствие посторонних шумов при циркуляции теплоносителя.

Во время эксплуатации потребуется доливать незамерзающую жидкость для отопления самостоятельно. Поэтому рекомендуется приобретать ее с запасом – на 15-20% больше от рассчитанного объема системы.

Виды незамерзающей жидкости для отопления

Определившись, что незамерзающие теплоносители для системы отопления должны быть только заводского качества – можно приступать к выбору определенного состава. Он должен быть адаптирован к определенной схеме теплоснабжения, а его эксплуатационные показатели не могут ухудшать параметры системы.

Перед тем как залить в систему отопления незамерзающую жидкость нужно узнать – не будет ли она негативно воздействовать на компоненты теплоснабжения. Для этого следует ознакомиться с инструкцией по применению, которая обязательно должна прилагаться

Также важно обращать внимание на основной компонент жидкости незамерзающей для котлов отопления. От этого зависит не только состояние компонентов теплоснабжения, но и условия эксплуатации:

  • Этиленгликоль. Характеризуется высокой токсичностью. Поэтому может быть применен только в замкнутых схемах. Могут возникнуть сложности при заливке в систему отопления этого типа намерзающей жидкости. В парообразном состоянии опасен для здоровья человека;
  • Пропиленгликоль. Фактически является пищевой добавкой, поэтому допускается применение как в открытой, так и в закрытой системах отопления. В отличие от этиленгликоля температура кристаллизации на уровне +80°С, что дает возможность использовать ее для работы твердотопливных высокотемпературных котлах. Единственный недостаток – высокая стоимость;
  • Глицерин. Наиболее популярный вид незамерзающей жидкости для печного отопления. Его эксплуатационные качества несколько ниже, чем у пропиленгликоля. Однако наряду с этим стоимость глицериновых антифризов на порядок меньше. К недостаткам можно отнести большую текучесть. Это может отразиться на герметичности трубопроводов. Выход – замена резиновых прокладок на паронитовые.

В настоящее время применение незамерзающая жидкость для системы отопления дома на основе глицерина является оптимальным вариантом.

Наименование Состав Цена, руб/л
Теплый дом -30°С Пропиленгликоль 65
Dixis -65 Глицерин 75
Технология Уюта -65 Этиленгликоль 120

Запуск отопления многоквартирного дома

В многоэтажном доме с нижним розливом отопительная система запускается следующим образом:

  • При закрытой подаче и закрытом сбросе на обратке открывается сброс подающего трубопровода;
  • Задвижка обратного трубопровода очень плавно открывается. Резкое открытие задвижки с большой вероятностью приведет к гидроудару, который способен серьезно повредить радиаторы, вплоть до разрыва;
  • Через некоторое время из сброса пойдет вода без воздуха. Когда это произошло, сброс закрывается, а задвижка подающего трубопровода открывается;
  • Остается стравить воздух из всех участков системы, где имеется такая возможность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий